Диагностика профессионально значимых качеств личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у учащихся старших классов школы 1356 г. Москва

Статьи о педагогике » Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов » Диагностика профессионально значимых качеств личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у учащихся старших классов школы 1356 г. Москва

Страница 1

Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустремлённые, осознающие себя людьми, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о её смысле. Лишь у 11,5% испытуемых (23 человека) отмечается низкий уровень осмысленности жизни. Если сравнивать полученные нами результаты с нормами, предложенными Д.А.Леонтьевым, то процент испытуемых с низким уровнем осмысленности жизни на нашей выборке составляет 5,5% (11 человек).

Для определения тесноты и характера взаимосвязей между смысложизненными ориентациями, интернальностью и осмысленностью жизни был проведён корреляционный анализ. Между всеми показателями смыслообразующей активности существуют статистически значимые (р<0,001) положительные связи. Наличие положительных корреляционных связей между всеми показателями смыслообразующей активности, уровень значимости данных связей позволяют нам говорить о том, что данные показатели интегрированы в единую систему. Этот факт может также свидетельствовать в пользу положения о высокой интенсивности смыслообразующей активности именно в раннем юношеском возрасте.

На основе использования кластерного анализа методом среднего были выделены четыре группы респондентов с различным переживанием осмысленности жизни (табл.1).

Испытуемые, вошедшие в первый кластер, отличаются высоким уровнем общей осмысленности жизни и доминирующей ориентацией на процесс и цель (на настоящее и будущее).

Таблица 2.1 Сравнение средних значений по показателям смыслообразующей активности у респондентов, вошедших в разные кластеры.

Показатели СЖО

1 кластер

2 кластер

3 кластер

4 кластер

Ориентация на цель (будущее)

36,77

18,45

30,89

27,70

Ориентация на процесс (настоящее)

36,75

18,27

33,82

27,82

Ориентация на результат (прошлое)

29,79

17,00

27,16

23,27

Локус контроля – Я

25,11

13,18

22,00

19,43

Локус контроля – Жизнь

35,74

16,36

30,86

26,00

Осмысленность жизни

120,49

66,09

106,28

91,32

Испытуемые, вошедшие во второй кластер, отличаются низким уровнем осмысленности жизни, неверием в свои силы по управлению собственной жизнью, неудовлетворённостью прожитой частью жизни и настоящим, отсутствием целей в будущем, все смысложизненные ориентации выражены одинаково слабо. Третий кластер составили респонденты ориентированные преимущественно на процесс (на настоящее), а затем уже на цель и результат, со средневысоким уровнем общей осмысленности жизни. В четвёртый кластер вошли респонденты со средним уровнем осмысленности жизни. Данные кластеры были обозначены как кластеры с высоким, средневысоким, средним и низким уровнями смыслообразующей активности, при этом профили шкал СЖО схожи, а временная локализация смысложизненных ориентаций отражает общую тенденцию юношеского возраста,- направленность на будущее.

Сравнение корреляционных связей между смысложизненными ориентациями, показателями интернальности и общим уровнем осмысленности жизни в группе респондентов с низким и высоким уровнем смыслообразующей активности показало, что они имеют некоторые различия. В группе с низкой активностью все связи сосредоточены между смысложизненными ориентациями, а локус контроля-Жизнь не включён в систему корреляционных связей.

В группе с высоким уровнем осмысленности жизни связи более гармоничны. Исключение из корреляционных связей ориентации на цель при высоком её уровне может отражать общую тенденцию к построению целей, устремлённости в будущее у старшеклассников. Можно сказать, что смыслообразующая активность в этой группе действительно произвольна и осознанна, поскольку поиск смыслов сопряжён с ответственностью за процесс осуществления найденных смыслов.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие реб ...

Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...

Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием пи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru