Виды изложений и их классификация

Страница 2

Существует несколько степеней сжатия:

I степень: исключение незначительных деталей, попутных замечаний автора. Стиль речи сохраняется.

II степень: воспроизведение самого основного в общих чертах. Стиль речи может не сохраняться.

III степень: сжатие до одного предложения - выразить главную мысль текста.

Изложение с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливает к созданию своих текстов.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала, и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления.

Бондаренко С.М. в статье "Изложения с продолжением" приводит выражение Джанни Родари. Он писал: "Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать". Он выдвинул идею "открытых" рассказов, т.е. рассказов незавершенных или со многими финалами на выбор. В наше время такие виды рассказов называются изложениями с творческими заданиями.

Бондаренко С.М. предполагает один из возможных вариантов более эффективных изложений - изложения с продолжением. Это незавершенные тексты, которые школьник должен "досочинить" сам - придумать развязку описываемого события иди растолковать его смысл.

Для этого подбирают такие тексты, о которых можно с большой степенью вероятности предположить, что они неизвестны школьникам, чтобы они могли создавать свои продолжения, не зная подлинника. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения. Для завершения текста школьнику надо самому найти решение сложного конфликта, придумать выход из трудной ситуации, дать оценку событиям или действующим лицам, описать развязку исходя из логики текста или сформулировать жизненную мудрость, заложенную в произведении. А иногда и просто проявить фантазию.

По мнению С.М. Бондаренко, создание собственных концовок, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения остро поставленных интеллектуальных и нравственных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на воспроизведении готового содержания. А для учителя такие "досочинения" дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития.

С целью активизации употребления в речи учащихся определенной грамматической категории целесообразно проводить изложения - миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, как раз и ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств. Работа над изложениями-миниатюрами направлена на обогащение речи, обучение правильному и уместному использованию лексических и грамматических средств.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, о ...

Общие условия организации песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница Размер Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционн ...

Характеристика средств обучения истории в современной школе
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждае ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru