Виды изложений и их классификация

Страница 2

Существует несколько степеней сжатия:

I степень: исключение незначительных деталей, попутных замечаний автора. Стиль речи сохраняется.

II степень: воспроизведение самого основного в общих чертах. Стиль речи может не сохраняться.

III степень: сжатие до одного предложения - выразить главную мысль текста.

Изложение с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливает к созданию своих текстов.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала, и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления.

Бондаренко С.М. в статье "Изложения с продолжением" приводит выражение Джанни Родари. Он писал: "Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать". Он выдвинул идею "открытых" рассказов, т.е. рассказов незавершенных или со многими финалами на выбор. В наше время такие виды рассказов называются изложениями с творческими заданиями.

Бондаренко С.М. предполагает один из возможных вариантов более эффективных изложений - изложения с продолжением. Это незавершенные тексты, которые школьник должен "досочинить" сам - придумать развязку описываемого события иди растолковать его смысл.

Для этого подбирают такие тексты, о которых можно с большой степенью вероятности предположить, что они неизвестны школьникам, чтобы они могли создавать свои продолжения, не зная подлинника. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения. Для завершения текста школьнику надо самому найти решение сложного конфликта, придумать выход из трудной ситуации, дать оценку событиям или действующим лицам, описать развязку исходя из логики текста или сформулировать жизненную мудрость, заложенную в произведении. А иногда и просто проявить фантазию.

По мнению С.М. Бондаренко, создание собственных концовок, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения остро поставленных интеллектуальных и нравственных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на воспроизведении готового содержания. А для учителя такие "досочинения" дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития.

С целью активизации употребления в речи учащихся определенной грамматической категории целесообразно проводить изложения - миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, как раз и ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств. Работа над изложениями-миниатюрами направлена на обогащение речи, обучение правильному и уместному использованию лексических и грамматических средств.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...

Организационная культура
Существует несколько типов культуры: 1. Клановая организационная культура. Данный тип похож на большие семьи, они делают акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Организация поощряет ...

Концептуальные модели обучения истории в школе
1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим ( ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru