Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Статьи о педагогике » Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов » Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии

Страница 3

Возникновение педагогических противоречий, осознание их формирующейся личностью активизирует ее стремление к достижению социально-профессиональной идентичности, то есть противоречия выступают в качестве диалектических движущих сил саморазвития личности.

В психологии детерминизм (от лат. determinaze- определять) понимается как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.

Исходя из этого, детерминанты (от лат. determinantis - определяющий) - это конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обуславливают его. В педагогике детерминизм означает представление о том, что деятельность индивидов определяется их положением и окружением и что поведение индивида зависит от его собственной воли и не является предметом свободного выбора.

Таким образом, можно выделить внешние и внутренние детерминанты процесса профессиональной идентификации учащихся.

Внешние детерминанты этого процесса можно разбить на две большие группы: учебный процесс и внеучебная деятельность. Нами разработаны эти группы детерминант процесса идентификации учащихся.

В учебном процессе на формирование у учащихся профессиональной идентичности оказывают содержание и технология обучения.

Содержание обучения по каждой специальности определяется Государственными стандартами.

Содержание учебного материала способствует становлению профессиональной идентичности учащихся.

В качестве обобщенной внешней детерминанты формирование профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно насыщенную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального образования, требованиях профессии к человеку и т.д. На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль. Основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становится внутренние условия и детерминанты.

Внутренними детерминантами процесса формирования у учащихся профессиональной идентичности являются:

биопсихологические и индивидуально-типологические свойства личности: половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей;

особенности психических процессов и свойств: ощущений, памяти, воображения, эмоций, чувств;

опыт: знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности;

особенности направленности: интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения .

К внутренним источникам становления профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер относит следующие :

эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации о профессии;

положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;

Эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;

характер выраженности и самопринятия экзистенционального и функционального Я;

мотивационная активность к реализации себя на избранном профессиональном поприще.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Роль взрослого в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о доб ...

Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодск ...

Условия успешного обучения дошкольников началам математики
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления - к творче ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru