Толковые словари, тезаурус, глоссарий

Статьи о педагогике » Научно-исследовательская работа студентов » Толковые словари, тезаурус, глоссарий

Страница 1

Словарь

Материал из Википедии – свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Многотомный латинский словарь. Вот какое определение дают словарю разные источники:

Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М., 2000).

Словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища; речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка).

Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных (Словарь Академии Российской. СПб., 1806–1822).

Словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. (Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.)

Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова).

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке. (Вольтер)

Любой словарь состоит из словарных статей.

В словник включены слова всех частей речи, встречающиеся в источниках, а также имена собственные – личные имена, географические и другие названия. Варианты оформляются в виде самостоятельных статей, связанных перекрестными ссылками. Исключение составляют варианты, различающиеся написанием со строчной или прописной буквы (см. раздел варианты). В виде самостоятельных статей оформляются причастия и деепричастия, прилагательные и причастия в краткой форме, прилагательные в сравнительной, превосходной степени и в значении существительного. В виде отдельных ссылочных статей оформляются части составных слов, присоединенные дефисом (см. раздел ссылочные статьи). Формы ед. и мн. ч. существительных даются в одной статье (см. раздел заголовочное слово). Все заголовочные слова, реально встречающиеся в текстах источников, печатаются прописными буквами жирным шрифтом. В квадратных скобках даются заголовочные слова, реально в тексте не встречающиеся, но раскрывающие в комментариях к контексту то или иное лицо (предмет) (см. раздел ссылочные статьи). Словарные статьи располагаются в алфавитном порядке их заглавных форм (буквы е и ё в алфавитном порядке не различаются). Иноязычные вкрапления даются в Словаре отдельным блоком после основного корпуса статей.

заголовочное слово

а) У существительных заглавной формой служит форма им. п. ед. ч., кроме случаев типа австрийцы, авгуры, акриды и т.п. (как это принято в современных словарях, например в Русском орфографическом словаре*). Части речи, выступающие в значении существительного, снабжаются пометой субст. (например: алое [субст. прил.], большой [субст. прил.], верящий [субст. прич.], ах [субст. междом.]);

б) у прилагательных заглавной формой является форма им. п. ед. ч. муж. р., за исключением слов типа азорскиЕ (о-ва). Краткие прилагательные выделяются в отдельные статьи (например: АЛ, автоматичен, багров, вероломен). Прилагательные в сравнительной и превосходной степени – тоже (например: алее, ароматней, величайший);

в) у местоимений и числительных заглавная форма та же, что у соотносительных существительных и прилагательных. Заглавными формами притяжательных местоимений его, ее, их служат сами эти формы; г) у глаголов заглавной формой служит инфинитив (совершенного или несовершенного вида, с частицей – ся или без нее);

д) у причастий заглавная форма та же, что у прилагательных; причастия (в том числе краткие) наст. и прош. времени оформляются в самостоятельные статьи (например: алевший, алеющий, вдавленный, атакован, вдет);

е) у наречий, деепричастий и других неизменяемых разрядов слов заглавной формой служит реально встретившаяся форма (например: аппетитно, беззвёздно, алея, ась);

ж) в некоторых случаях в качестве заголовочных слов выступают отмечаемые в произведениях словоформы окказионального характера (например: ароматны-легки).

варианты

В Словаре проводится принцип максимальной самостоятельности вариантов, то есть в отдельные статьи оформляются разнообразные типы вариантов – от устаревших словоупотреблений (например: алавастровый [устар.; вар. к [алебастровый]]) до авторских окказионализмов (например: аль [нов.; вар. к алость]). Варианты, как правило, связываются взаимными ссылками, которые помещаются вслед за заголовочным словом. Нормативный вариант сопровождается отсылками см., см. тж, ср., ср. тж. При ненормативном варианте могут стоять пометы: вар., вар. к, устар., прост., разг., нов. и т.п. Если нормативный вариант не присутствует в текстах источников, то он заключается в квадратные скобки, например: [алебастровый], и оформляется как ссылочная статья. В качестве нормативного варианта может выступать иноязычное слово – в тех случаях, когда автор употребил его транскрипцию. Так, для слова АЛАС [англ. alas – увы!] вводится статья [ALAS] см. АЛАС.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...

Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предст ...

Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся Серафимовичской специальной школы-интерната VIII вида
ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области. В 1952 году с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru