Понятие профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека.

По мере развития общества, производственных отношений проблема профессионального самоопределения все более усложнялась, опосредствовалась новым условиям, поэтому перед каждым поколением высвечиваются ее новые грани и понятия.

Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя. То есть считает его однократным явлением.

Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, что профессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда.

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

Интересна позиция Э.Ф. Зеера, согласно которой профессиональное самоопределение – есть самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

Н. С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональное самоопределение – не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью.

Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Е.А. Климов считает глубоким заблуждением мнение, согласно которому профессиональное самоопределение – это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Он полагает, что процесс принятия окончательного решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения может представляться однократным и даже мимолетным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь».

У старшеклассника в течение предшествующих лет сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии.

Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности.

Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

Таким образом, проанализировав научную литературу, можно отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «профессиональное самоопределение».

Различными авторами профессиональное самоопределение личности рассматривается, как: часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития.

Статьи по теме:

Исследование уровня правовой культуры школьников г. Новокузнецка
Правовая культура человека формируется в течении всей жизни. Естественно предположить, что правовая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 411 ...

Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...

Противоречивое воспитание
«Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступае ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru