Структура личности

Существенный вклад в теорию личности внес Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики, в виде Я, Сверх-Я и Оно, в своей теории психоанализа.

В работах отечественных психологов, по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

«А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

- темперамента (структуры природных свойств),

- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).»

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). «Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.» [9 с.78]

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.»

«Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.

Основой любой личности является темперамент.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).»

Таким образом, личность – это комплексное понятие. Основа любой личности – темперамент. Также в структуру личности входят: жизненный опыт индивида, биологическая обусловленность, социально обусловленные особенности и т.д.

Среди работ по теории личности наиболее выделились работы таких ученых как А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А важнейший вклад в теории личности сделал Зигмунд Фрейд.

Статьи по теме:

Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не рав­ноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма су­щественное значен ...

Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...

Особенности применения дидактических игр на уроках информатики
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru