Функции системы дополнительного образования детей в России

Статьи о педагогике » Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовании » Функции системы дополнительного образования детей в России

Страница 1

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе развития системы дополнительного образования сформировались следующие функции дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;

д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

В таблице 2 указанны важнейшее различие общего и дополнительного образования.

Таблица 2 - Различия общего и дополнительного образования

Общее образование

Дополнительное образование

- школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов.

- в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

- используются стандартные учебные программы, адаптированные учителем

- использование авторских учебных программ.

- индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя.

- реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...

Младший школьный возраст
В этот период происходит интенсивное, плавное и равномерное развитие детского организма. За год длина тела и вес в среднем увеличивается на 4-5 см и на 2-3 кг, а окружность грудной клетки на 2-3 см. ...

Методы решения задач на построение
К основным методам решения задач на построение, изучаемых в средней школе, относятся: 1) Метод геометрических мест. 2) Методы геометрических преобразований: а) метод центральной симметрии; б) метод о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru