Диагностика вербальных способностей

Страница 3

Названные методы были проверены в предварительном исследовании вместе со стандартными методами и подвергнуты определенной перера­ботке в части инструкций и содержа­ния. Помимо этого, была подготовле­на анкета для получения некоторых данных о семейном положении уче­ника.

В эксперименте участвовали сто третьеклассников из пяти школ, нахо­дящихся в разных местностях (дерев­ня, крупный поселок, большой город).Возраст испытуемых выбран с учетом того, чтобы ученики уже умели читать и писать, но вместе с тем чтобы они на­ходились еще на начальном этапе школьного обучения. Это позволяло учесть влияние семьи — очень значи­мое в этом возрасте — и в то же время выявить положительное влияние самого школьного обучения на разви­тие вербальной способности детей.

Психологам важно было узнать, какую роль играют отдельные выделенные компо­ненты в общей вербальной способно­сти. Эту роль можно было охаракте­ризовать прежде всего корреляцией между суммарным результатом по всем субтестам и результатами по каж­дому из них. Значительными в этом отношении оказались временные пара­метры субтестов 4, 5 и 6, далее—об­щий результат, полученный с помощью устного субтсста по синонимам, субтеста по вербальному мышлению и субтеста по наименованию кар­тинок.

Следующим видом взаимосвязи между отдельными вербальными про­цессами была сеть корреляций между результатами по каждому из отдель­ных субтестов. Здесь также первую по­зицию занял устный субтест по сино­нима, который оказался в значи­мой корреляции со всеми другими субтестами. Во второй позиции оказал­ся субтест по дополнению союзов, коррелирующий значимым образом с пятью субтестами. Значительными бы­ли также корреляционные связи меж­ду субтестами по парным ассоциациям и по дополнению неоконченных предложений.

Примечательно, что

результат, по­лученный с помощью субтеста по сво­бодным парным ассоциациям, ока­зался разделенным на два компонен­та: а) синтагматические и б) парадиг­матические ассоциации, при этом оба эти способа ассоциирования в нашей выборке почти исключали друг друга при взаимной корреляции (—0,92). Та­ким образом, переход от синтагмати­ческого ассоциирования к парадигма­тическому у девятилетних ис­пытуемых оказался очень резким, что позволяет считать его одним из самых сензитивных показателей уровня раз­вития вебральной способности детей.

Первую группу репрезентирует фактор вер­бальной беглости, который в общей вербальной способности оказывается более выразительным и типичным для субтестов по ассоциациям. Вторую группу характеризует комплексный вербальный фактор, хотя по своему влиянию менее значимый, но представ­ленный в более широкой группе суб­тестов (4, 8, 3, 6, 7). Субтесты (1 и 2), не связанные прямо с вербальными процессами, на основе факторного ана­лиза были исключены из понятия вер­бальной способности.

Таким образом, была получена доста­точно четкая картина уровней разви­тия отдельных процессов, входящих в состав вербальной способности.

.В ходе нашего исследования мы тоже попытаемся уровень вербальной способности у младших школьников, конкретнее у учащихся первого класса с целью дальнейшей коррекции.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Требования к организации игр детей
В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также, по мнению Е.Е ...

Проблемы реализации гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ № 21 г. Оренбурга
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе ...

Сенсомоторное развитие дошкольников
Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей. Сенсорное развитие ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru