Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку

Статьи о педагогике » Развитие вербальных способностей детей на уроках русского языка » Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку

Страница 2

наивный мальчишка;

ветер, как юноша, спешит на первое свидание и боится опоздать, лихач;

синий ветер моего детства (легкий, тихий, успокаивающей);

черный ветер — страх (громкий, раздираю­щий);

белый ветер — моя юность (трепетный, быстрый, стремительный).

Ассоциативное значение сло­ва определяется значениями слов-реак­ций на данное слово. Ветер (из ученических работ)

легкость, радость, стремление, надежда;

листва, холодно, ураган, дом;

страх, крик души, моя жизнь, стремление вперед;

свобода, простор, холод, облака, пропасть, солнце;

дорога, даль, прошлое, глаза, сон;

чистота, сила, прозрачность;

окно, форточка, друг, приветствие, помощь;

шторм, движение, холод;

пыль, сильный, дикий, холодный;

море, шторм, одинокий корабль.

Этимологическое значение слова определяется по словарю.

Ветер. — Общеславянское . Образовано с помощью суф. -трь от той же основы, что и веять. Первоначально было названием бога ветров . Ср. суховей - «сухой вей, т. е. ветер.

Символическое значение слова определяется по словарю.

Ветер — поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть, услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом симво­лизме. Ветры выступают как божественные посланники и как силы, управляющие направ­лениями космоса. Отсюда происхождение голов с раздутыми щеками, изображающих ветер . Ветры часто персонифицировались как неисто­вые и непредсказуемые силы.

В более общем смысле ветер - мощный символ изменений, непостоянства, пустого бах­вальства и эфемерности — таковы его основные значения в XX столетии.

Мифологическое значение слова определяется по словарю.

В народных представлениях наделяет­ся свойствами демонического существа. Могуще­ство ветра, его разрушительная . или благо­творная сила . вызывают необходимость задаб­ривать ветер: ласково с ним разговаривать. «кормить» и лаже приносить ему жертву. Характерно и деление ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» — благоприятный, попутный ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.

Художественное (образное) значение слова определяется в ху­дожественном тексте. Значения слов в художественных текстах преобразуют­ся и осложняются. «Художественное обобщение, реализуемое в значении слова, - пишет Д. М. Потебня, — предположительно можно рассматри­вать как смешанную единицу процесса сознания и мышления: отбор сущест­венных признаков, формирующих по­нятие, предопределен прежде всего мировоззрением автора как художни­ка, а конкретно-чувственная реализа­ция понятия в образной форме сопря­жена с актуализацией ассоциативных связей, эмоционально-оценочного эле­мента, модальности, которые приобре­тают эстетическую значимость».

На речетворческом уроке наблюде­ния и выводов требует поведение слова ветер в художественных текс­тах. Художественное (образное) значе­ние слова ветер учащиеся определяют в процессе анализа текстов.

Было начало осени, бежал по опустевшей Волге пароход «Гончаров». Завернули ранние холода, туго и быстро дул навстречу, по серым разливам ее азиатского простора, с ее восточных, уже порыжевших берегов, студе­ный ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщинивший им лица, бивший в рукава и полы. И бесцельно и скучно провожала пароход единственная чайка — то летела, выпукло кренясь на острых крыльях, за самой кормой, то косо смывалась вдаль, в сторону, точно не зная, что с собой делать в этой пустыне великой реки и осеннего серого неба. (И. А. Бунин).

Студеный ветер; ветер, трепавший флаг на корме, шляпы, картузы и одежды ходивших по палубе, морщинивший им липа, бивший в рукава и полы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Критерии оценивания лекции
В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. 1. Научно ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке. Результаты обследования представлены в таблице № 3 . Таблица 3 Результаты состояния звукопроизношения при изол ...

Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабат ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru