Особенности работы с глиной и пластилином

Страница 1

Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой.

При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем правой руки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонких частей пользуются стеками.

Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. Поэтому, если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрывать полиэтиленовой пленкой и следить, чтобы глина не падала на пол.

Работать можно и сидя, и стоя. Последнее предпочтительнее, так как допускает большую свободу движений, не искривляет позвоночник, позволяет осматривать «скульптуру» со всех сторон.

В работе с детьми по лепке чаще всего используют пластилин, который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки, да и грязи от него почти не бывает.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

Главные инструменты для лепки, особенно для начинающих, — пальцы. В дополнение и на помощь им берутся стеки. Это тонкие, хорошо отшлифованные, слегка изогнутые палочки. Концы их могут быть заостренными, закругленными или с зазубринками. Делаются они из твердых пород деревьев (бук, дуб, граб) и перед шлифовкой провариваются в олифе. Это делается для того, чтобы они не разбухали при работе и не меняли форму.

Лепить удобнее всего на столе или ровной деревянной или виниловой доске. Некоторые работы, такие как барельеф и горельеф, выполняются на почти вертикально стоящих досках.

Лепить нужно обеими руками, это ускоряет работу и одновременно развивает левую руку, что может пригодиться для других работ и занятий.

Для того, чтобы лепить с натуры, нужно поставить ее перед собой, хорошо осмотреть, по возможности ощупать. Нельзя брать на первый раз сложной, детализированной натуры, нужно лепить что-нибудь попроще: яблоко, сливу, грушу, свеклу, грибы.

Занимаясь лепкой, надо помнить, что не стоит лепить все подробности, все мелочи. Необходимо передать самое главное, самое существенное, то, что отличает один предмет от другого, или то, что характерно для животных, человека, их движения, настроения.

Не всегда можно завершить свою «скульптуру» за один урок, иногда на это уходит несколько дней. Поэтому после окончания занятий (да и во время перерывов), чтобы «скульптура» не пересохла, ее нужно покрывать влажными тряпками, плотно прилегающими к ее поверхности. Точно так же надо предохранять от высыхания и ком глины, из которого ее делают. Если «скульптура» пересохнет, то будет невозможно внести поправки и уточнения.

Лепка может быть разных видов. Если она чуть выступает над гладкой поверхностью, как, например, растительные орнаменты, буквы и цифры на монетах, портретированные лица на медалях, то это барельеф; если фигуры и предметы сильно выступают из гладкого плоского фона, так, что почти сохраняют свою естественную трехмерность, это горельеф; третий вид лепки — вазы, кувшины, круглая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Лепка обязательно должна идти параллельно с рисунком. Необходимо приучать детей к строгому соблюдению формы изображаемых предметов и достаточно точному ее выражению, будь то в рисунке или в лепной работе.

На первом занятии следует нарисовать ряд геометрических фигур на классной доске и предложить учащимся воспроизвести их. При этом необходимо давать словесные определения линий, углов и поверхностей, которые изображаются на доске.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества пре ...

Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не рав­ноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма су­щественное значен ...

Понятие игротерапии
физическое воспитание бальный танец педагог К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям О ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru