Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Статьи о педагогике » Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр » Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Страница 3

2) произвольное («активное») - контролируется волевым усилием, в этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели;

3) послепроизвольное внимание - занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость может определяться разными причинами:

1) одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени;

2) другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.);

3) третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

4) четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переключить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, таки произвольным. Переключаемость внимания, если оно на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, такая неустойчивость нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

Так же как и две предыдущие характеристики это свойство внимания тесно связано с такими свойствами нервной системы, как лабильность, возбудимость и торможение. Эти свойства непосредственно определяют качество внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных видов действий. Это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко и подобное впечатление создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того как, наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физического состояния человека.

Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5 – 7 единиц информации. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Обновление дошкольного образования
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных уч­реждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регла­ментированных форм воспит ...

Понятие дети группы риска
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда в ...

Характеристика способов формирования творческого мышления у детей школьного возраста
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, я также развития познавательных способностей и личностных качеств. Примените ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru