Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Статьи о педагогике » Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр » Внимание как философская, психолого-педагогическая категория

Страница 3

2) произвольное («активное») - контролируется волевым усилием, в этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели;

3) послепроизвольное внимание - занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость может определяться разными причинами:

1) одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени;

2) другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.);

3) третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

4) четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переключить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, таки произвольным. Переключаемость внимания, если оно на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, такая неустойчивость нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

Так же как и две предыдущие характеристики это свойство внимания тесно связано с такими свойствами нервной системы, как лабильность, возбудимость и торможение. Эти свойства непосредственно определяют качество внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных видов действий. Это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко и подобное впечатление создается за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того как, наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физического состояния человека.

Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5 – 7 единиц информации. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно, эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Анализ учебно-методической литературы
1) И.Ф. Шарыгин “Задачи по геометрии (Планиметрия)” Книга, состоящая из двух частей, включает более 600 задач по планиметрии. Вторая часть содержит параграф, посвященный теме геометрических мест точе ...

Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...

Работа с одаренными детьми
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru