Понятия «творчество», «творческое мышление», «креативность»

Страница 2

Если говорить о творчестве как о процессе, тогда речь пойдет о творческом мышлении. Согласно словарю терминов, творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Г. Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация — временное отвлечение от задачи.

Озарение — появление интуитивного решения.

Проверка — испытание и/или реализация решения.

Надо заметить, что это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и нерешённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает А.Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

Любопытно отметить, что сходные с описанными А.Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.

2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».

3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Повышенный интерес к проблеме творческой одаренности (креативности) связан с социальной необходимостью общества в творческих кадрах, исполнителях, которые легко адаптируются к научным открытиям, изобретениям, быстро меняющемуся потоку информации.

Впервые понятие «креативность» (творческая одаренность) использовал Д.Томпсон в 1922 году, обозначив этим термином способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Изучение творческой одаренности началось в 50-х годах ХХ века, когда понятие «креативность» было введено в психологическую науку. По Дж.Гилфорду, который одним из первых занялся исследованием творческой одаренности, креативность понимается как общая способность к творчеству; это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

В психологической энциклопедии дается такое определение: креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Педагогика как наука
Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходитс ...

План работы кружка «Художественная обработка дерева»
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, фо ...

Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопро ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru