Профессиональная консультация (от лат. profession - род занятий, consultatio - совещание) - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества.
Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономических и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии - с другой.
Это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении человека, основанная на изучении личности.К. К. Платонов рассматривает профконсультацию как непосредственную помощь человеку в профессиональном самоопределении и выделяет три этапа в этой работе: подготовительный, завершающий и уточняющий.
Подготовительная профконсультация должна подвести обследуемого к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.
Цель завершающей профконсультации - оказание помощи выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями личности. Эту консультацию проводят специалисты-профконсультанты совместно с руководителями.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессионально-технических училищах, ВУЗах, на предприятиях.
На каждом из этапов профконсультация носит разный характер. Правильно выбрать профессию может только личность, которая способна трудиться, преодолевать трудности; личность, имеющая чувство ответственности за порученное дело, правильно оценивающая свои способности. Поэтому на первом этапе подготовка человека к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. Следовательно, профконсультация носит развивающий характер.
На втором этапе профконсультация носит рекомендательный характер. Она решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют и три типа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную (профессионального характера).
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности человека. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых к человеку профессией.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и заболеванию. Если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования с профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить обследуемому невозможность сделанного выбора им выбора профессии и порекомендовать ему наиболее приемлемую.
Третий этап профконсультации связан с поступлением личности в профессиональное учебное заведение. Его можно назвать формирующим, основная задача на этом этапе - помочь человеку утвердиться в профессиональном выборе.
Правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности. В профконсультационной работе широко используется профконсультационная беседа. Она выполняет несколько функций: ознакомительную, диагностическую, контролирующую и корректирующую.
Ознакомительная функция беседы - это процесс активного общения. В процессе знакомства консультанту необходимо показать себя заинтересованным проблемами, стоящими перед человеком. Диагностическая функция беседы связана с выявлением готовности клиента к обсуждению вопроса о выборе профессии и его профессиональных намерениях. Осуществлению диагностической функции служат специальные приемы беседы - это дублирующие и косвенные вопросы, позволяющие проверить точность и объективность ответов.
Заключительная часть беседы выполняет в основном корректирующую роль, если в этом есть необходимость. Раскрываются ошибки, и аргументируется неправильная позиция консультируемого, идет совместный поиск правильного решения проблемы профессионального самоопределения.
Статьи по теме:
Зарождение воспитания в древнейших государствах и появление первых учителей
В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных видов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. ...
Определения равных треугольников
Треугольник - самый «экономный» вид многоугольника. Для его задания достаточно указать его вершины - три точки, не лежащие на одной прямой, или три попарно пересекающиеся прямые. Классифицируют треуг ...
Основные
условия эффективности экологического воспитания
Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них: учет ...