Проблемы профориентационной работы в школе

Страница 1

Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Нарастает проблема трудоустройства выпускников ПТУ и техникумов, даже государственные ВУЗы все более ориентируются на удовлетворение потребности населения в образовании, нежели на удовлетворении потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов определенного профиля, в результате чего рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практически не связанными.

Судя по оценкам экспертов, такие условия для проведения профессиональной ориентации в школах как: материальная база, наличие кадров, способных вести такую работу на должном уровне, наличие научно-методической литературы, а также информированность школ о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, оставляют желать лучшего.

До сих пор в известной степени остается дискуссионным вопрос о том, кто же должен заниматься профессиональной ориентацией учащихся. На сегодня, ею занимаются педагогические работники, учителя производственного обучения и классные руководители. Подключаются также учителя-предметники и школьные психологи. Должны же заниматься профориентационной работой в первую очередь психологи и социальные педагоги. Остальные - по мере возможности (либо необходимости). Также предполагается, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами.

Что же конкретно делается в школах по профессиональной ориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:

формирование положительного отношения учащихся к труду;

проведение спецкурса "Основы выбора профессии";

осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

проведение профессиональной консультации школьников;

осуществление психофизиологической диагностики способностей;

выявление отклонений состояния здоровья учащихся и определение профессиональной пригодности по медицинским показаниям;

проведение работы с родителями о выборе профессий с их детьми;

организация начального производственного обучения в школе;

прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

организация выставок технического и художественного творчества;

проведение экскурсий на предприятия, в организации, в различного типа учреждения.

Таким образом, на первый план в работе со школьниками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всем будет понято и принято, то "ориентированная на перспективу" помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации.

При выделении результатов и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выбор), сколько на формирование самой готовности сделать выбор, т.е. готовность к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профориентационной работы, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своего выбора.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методы решения задач на построение
К основным методам решения задач на построение, изучаемых в средней школе, относятся: 1) Метод геометрических мест. 2) Методы геометрических преобразований: а) метод центральной симметрии; б) метод о ...

Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизи ...

Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. При логопедическом обследовании детей нужно, прежде всего, детально изучить строение и подвижность орган ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru