Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников

Статьи о педагогике » Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности через воспитание любви к родному городу » Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников

Страница 1

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. Следует задуматься, действительно ли этот «территориальный» подход эффективен в воспитании столь сложного и многогранного социального чувства, как чувство любви к Родине. Вероятно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, ты нужен.

У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. А вот дошкольное учреждение должно стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда.

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать такое дошкольное учреждение «звеном» в цепи институтов воспитания любви к Родине. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Происходит это только в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Следующий этап – воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большей опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего, жителем своей улицы. Чтобы дети «почувствовали» свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Вместе с родителями дети ездят по городу (в магазин, в театр, в парк и др.). Иногда экскурсию удается организовать и в детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, какие-либо театры и др.

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину – художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо также на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.).

Одно из направлений в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам.

Неотъемлемым средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главное условие – чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий. Поэтому при обсуждении, например, деталей оформления воспитатель должен делать это серьезно, взвешенно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком, обязательно включать в оформление. Иначе от ощущения труда «понарошку» у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Программа формирующего эксперимента
Данное исследование проведено в УО «СШ №11 г.Мозыря» Гомельской области. Цель данного эксперимента - обосновать и апробировать наиболее эффективные методы формирования творческого мышления младших по ...

Исследование результативности дифференцированного обучения
При организации дифференцированного обучения в школе встает проблема определения результативности дифференциации. Эта проблема сложная. Что выбрать в качестве показателей результативности дифференциа ...

Основные характеристики самостоятельной работы студентов
Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС: 1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование ус ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru