Основы формирования чувства гражданственности

Страница 1

Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время, нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Тем более это положение относится к учителям и педагогическим коллективам, выполняющим воспитательные и образовательные задачи.

Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Традиция изучения проблемы восходит в отечественной педагогике к работам классиков: К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Понятие гражданственность понимается и трактуется в педагогике весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Несомненно, что подобное разделение имеет методологическую ценность в теории, но в практике воспитания может создавать некоторые частные затруднения. Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга.

Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н. Филоновым. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого педагога, воспитанника, родителя, действующего в единой системе трудового коллектива. Особую роль в формировании гражданского мировоззрения принадлежит руководителю образовательного учреждения. Эффективность этой деятельности в общем виде будет определяться способностью обеспечить гармоничное сочетание целей государственного управления, с целями формируемыми обществом и личной жизнедеятельностью. Перед руководителем стоит сложная задача творчески, неформально подойти к созданию системы гражданского воспитания.

Гражданское мировоззрение руководителя необходимо постоянно развивать, оттачивать, укреплять, в процессе управленческой и профессионально–педагогической деятельности.

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и с ...

Практическое применение видеоматериалов на уроке английского языка в средней школе
Применение видео является уникальным средством обучения английскому языку на всех этапах изучения языка в средней школе. Эффективность использования видеоматериалов на уроках английского языка была д ...

Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей
В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru