Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Страница 3

Содержательный показатель отражает результативность деятельности в процессе получения знаний. Энергетический показатель по количеству вариантов (способы могут повторяться) сделанных ребёнком. Особенности ситуации влияют на проявление познавательной активности детей дошкольного возраста. Ситуации с большим количеством возможных способов действия способствуют проявлению как содержательного, так и энергетического компонентов.

Д. Годовикова выделила три уровня сформированности познавательной активности:

· Интерес к предметам, отличающимся яркими перцептивными свойствами и к тем, что знакомы по своему функциональному назначению. Отсутствует интерес к предметам иного назначения. Регуляция внешняя, предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом).

· Его суть - содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Стремление ознакомиться с предметами, имеющими определенные функции. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям (уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого).

· Его суть - новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени - внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью - достичь желаемого результата (уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска - это самоорганизация).

Педагоги определили условия, способствующие эффективности воспитания познавательной активности детей:

высокий научный и методический уровень деятельности педагога;

высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны.

благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога .

Таким образом, для формирования познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком познавательной активности нужен познавательный интерес. Только при наличии всех этих компонентов возможно формирование у дошкольника познавательной активности.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Виды дидактических игр и лексических упражнений
дидактический словарь дошкольный упражнение Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существу ...

Методические рекомендации по обучению решению задач на построение
Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них — это вопрос о том, с како ...

Понятие и значение «самостоятельная работа» студентов педагогических колледжей при изучении курса «Методика физического воспитания и развитие детей»
В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия. Опираясь на данное определение и рассматривая разли ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru