Целесообразность использования электронного варианта лабораторного практикума

Существует несколько причин, по которым желательно использовать электронный вариант лабораторного практикума. Компьютер позволяет провести эксперименты из любой области физики: механики, электричества, молекулярной, ядерной, атомной физики и т. д. В каждом из этих разделов встречаются опыты, которые имеют большое значение для формирования полной картины мира у учащихся, но не включаются в лабораторный практикум в связи с трудностями в их постановке. Другим важным преимуществом применения компьютера является возможность повышения наглядности физических процессов. Еще одним достоинством компьютера является возможность проведения с его помощью лабораторных практикумов по фронтальному методу. Обычно последовательность лабораторных работ, выполняемых учащимися, не совпадает с последовательностью изложения материала в лекционном курсе. Одновременное выполнение одной и той же работы всеми учениками требует большого количества экспериментальных установок. Реализовать это невозможно не только по причине значительных финансовых затрат и необходимостью где-то разместить оборудование, а также в связи с требованиями безопасности учащихся. С помощью компьютера проблема решается очень просто - различные работы могут выполняться на одной «установке» – компьютере.

Преимущества виртуальной лаборатории «Открытая физика»

Не смотря на то, что к настоящему моменту уже выпущено более десятка лазерных дисков, предназначенных для изучения физики, на наш взгляд, среди них выделяется мультимедийный компьютерный курс «Открытая физика 1.0» (разработчик «Физикон», МФТИ), в котором представлены все разделы, предусмотренные программой общеобразовательной школы.

Курс прошёл сертификацию в Институте информатизации образования Министерства образования России, он соответствует программе курса физики для общеобразовательных учреждений России и рекомендован Министерством образования России в качестве учебного пособия для средних школ.

Данный курс является мощным средством интенсификации занятий и повышения интереса учащихся к физике и рекомендуется учащимся средних школ, техникумов, лицеев, колледжей, студентам не физических специальностей, лицам, самостоятельно изучающим физику, а также абитуриентам и преподавателям. Учебный компьютерный курс «Открытая физика 1.0, часть II» содержит в виде отдельных модулей интерактивные компьютерные модели, которые позволяют наблюдать на экране компьютера симуляции физических экспериментов, видеозаписи натурных экспериментов и звуковые пояснения в виде фрагментов лекций, которые читает научный руководитель проекта С.М. Козел. Компьютерные модели позволяют пользователю управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Видеозаписи натурных экспериментов делают курс более привлекательным и позволяют сделать занятия живыми и интересными. Особо подчеркнём, что к каждой компьютерной модели, к каждому видеофрагменту даны пояснения физики наблюдаемых экспериментов и явлений. Эти пояснения можно не только прочитать на экране дисплея и при необходимости распечатать, но и прослушать, если компьютер укомплектован звуковой картой.

Мы рекомендуем сначала познакомить учащихся с пользовательским интерфейсом на примере какой-нибудь конкретной темы. Обсуждать результаты можно на последующих уроках, дополнительных занятиях или семинарах.

От рассмотренных выше программ эта отличается, во-первых, очень высокой степенью интерактивности: схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля можно создавать при помощи простых манипуляций мышью, а во-вторых, наглядным отображением физических процессов при помощи анимации, графиков, таблиц, векторов. Это стимулирует процесс усвоения учебного материала, способствует повышению мотивации к изучению физики, формирует фундаментальные понятия, умения и навыки.

Статьи по теме:

Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметро ...

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Средний школьный возраст
Этот возраст характеризуется существенными морфофункциональными изменениями. У мальчиков начало полового созревания, а у девочек - первая его половина. Поэтому характерной чертой данного возраста явл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru