Концептуально - содержательные методические аспекты

Страница 2

Включение СНИТ в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых в процессе преподавания физики, а их использование изменяет учебную среду, в которой происходит процесс обучения. В настоящее время в процесс обучения физике активно входит персональный компьютер. Это происходит, на наш взгляд, по трем основным причинам:

общий процесс компьютеризации всех сфер деятельности затронул и обучение, и компьютер становится помощником учителя и учащихся на уроках почти любого предмета;

компьютер стал столь распространенным инструментом физика-исследователя, что наряду с физикой теоретической и экспериментальной выделяют новый раздел - компьютерную физику;

школьный курс информатики нуждается в поддержке со стороны курса физики, когда речь заходит об устройстве компьютера, принципах функционирования отдельных его элементов, и, в свою очередь, обеспечивает курс физики материалом, вызывающим большой интерес учащихся.

В результате компьютер оказывается в курсе физики в роли и средства обучения, и предмета изучения.

В качестве средства обучения компьютер интересует нас как инструмент моделирования реального мира.

В качестве предмета изучения компьютер используется в двух направлениях: в связи с изучением методов исследования в современном естествознании и в связи с изучением физических законов и явлений. В частности, у учащихся следует создать представление о том, что основными направлениями использования компьютера в физике - науке является компьютерное моделирование физических явлений и работа компьютера в соединении с экспериментальными установками, где он выполняет две задачи: служит для фиксации экспериментальных данных, которые он может производить со скоростью и в объемах, совершенно недоступных при работе на некомпьютерной установке, автоматизирует управление экспериментом. Кроме того, компьютер используется для обработки экспериментальных данных, хранения и быстрого поиска огромного массива информации, как средство коммуникации. Использование компьютера на уроках и во внеурочное время позволяет познакомить учащихся с этими направлениями [16, с. 39].

На основе проведенного анализа педагогической и учебно-методической литературы, посвященной вопросам эффективного использования компьютера и компьютерных программ в учебном процессе, была выявлена проблема, связанная с тем, что попытки вести регулярное обучение с помощью информационных технологий терпят неудачу, так как из-за несовершенства программных средств не удается получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения.

В работах Е.В. Падерина, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю. Семенова описаны недостатки работы с учебными программами:

материал подается в условной форме, сильно сжатой и однообразной;

диалог с программой лишен эмоциональности;

не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

помимо ошибок в изучении учебного материала, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;

среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок.

Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения компьютерной грамотности в средней школе; считают, что компьютеры есть еще одно средство отвлечения внимания детей в классе; полагают недостаточной профессиональную подготовку учителей физики в области вычислительной техники; возражают, что компьютеризация даст поколение, не способное в уме складывать и вычитать; высказывают суждение, что компьютер - очередная причуда, подобная лингафонным кабинетам и телестудиям в классах, не способная оказать заметного влияния на школьное образование.

Многие авторы отмечают преимущества работы с учебными компьютерными программы:

оптимизация темпа работы ученика естественным образом;

легко достижимая уровневая дифференциация обучения;

становление учащегося субъектом обучения, так как программа требует от него активного управления;

сокращение времени выработки необходимых технических навыков;

создание на уроке игровой, познавательной ситуации с помощью компьютерной анимации;

диалог с программой приобретает характер игры, и у учащихся повышается мотивация учебной деятельности.

Как отмечает Лаптев В.В., у школы нет иного выбора, кроме адаптации ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации - научить школьников обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Если компьютерная деятельность ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а наоборот, способствовать развитию повышенного интереса к нему.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция треб ...

История изучения нарушения письменной речи
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различ ...

Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru