Сенсомоторное развитие дошкольников

Страница 4

Психофизиологические особенности развития дошкольника

Один из ведущих факторов развития ребенка – активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

складывается акт рассматривания предметов;

формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;

возникает представление о свойствах предметов;

освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

осваиваются сенсорные эталоны;

возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Сенсомоторное развитие в процессе деятельности

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалась в психологии, и либо восприятие изучалось вне практической деятельности, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия.

В начале 30-х годов, известные педагоги-психологи определили, что как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы, развиваются не спонтанно. Их развитие определяется условиями жизни и обучения, в процессе которого, как справедливо указывал Л.С. Выготский, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности, предполагает, усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (система геометрических форм, цвета спектра и др.). Индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств.

Начиная с 3-4-х месяцев, у ребенка формируются простейшие практические действия, связанные с захватыванием предметов и манипулированием ими, с передвижением в пространстве

Позже, начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых, начинает воздействовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразований меж предметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

Переходя к дошкольному возрасту (3-7 лет), дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Возникновение и развитие народного образования в России в X-XVII вв
Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия Русью христианства (988 год), так как именно с этого времени начинаются фундаментальные изменения всех сторон жизни Древней Руси, в т ...

Основные условия эффективности экологического воспитания
Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них: учет ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru