Рассматриваем структуру индивидуального сознания, опираясь на схему№1
Схема № 2. Структура индивидуального сознания
Вопрос о роли общения в формировании сознания начинаем с вопроса:
«Может ли развиваться человеческое сознание у ребенка вне его контактов с обществом людей?» Анализируя ответы, аргументы учащихся делаем вывод, что индивидуальное сознание – результат общения людей.
2. Сознание – это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Докажите почему?
Общественное сознание – это формы отношения к собственной деятельности, окружающему миру.
Задание: по следующим определениям - назовите о каких формах общественного сознания идет речь?
- форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, прикладном творчестве и др.
- совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
- система принципов и норм, которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.
- сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления.
- система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.
- система взглядов и идей, в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Задание №1 стр.23: «Соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру» Свой выбор обоснуйте. В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника на стр. 15 - 17
Задание №3 стр. 20: Составьте схему « Формы общественного сознания», расположите эти формы по определенному принципу - по мере их значимости (с вашей точки зрения).
Вывод: В зависимости от способа отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, мораль, религия, наука, право, идеология. Поскольку отношения человека к постоянно изменяющемуся миру многозначно, разнообразно, то и формы общественного сознания равнозначны между собой. Некорректно сравнивать эти формы между собой.
3. Вопрос о формах общественного сознания и типах общества учащиеся рассматривают самостоятельно, работая с текстом учебника стр.18-19, заполняя следующую сравнительную таблицу. С последующим анализом данного вида деятельности.
Особенности форм общественного сознания |
Традиционное общество |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Искусство | |||
Религия | |||
Мораль | |||
Наука | |||
Право | |||
Идеология |
Рефлексивно – оценочный блок.
Предлагаем учащимся обсудить и высказать свою точку зрения по вопросам №4,5 стр.21 учебника из раздела «Выскажите свою точку зрения и обсудите»
Статьи по теме:
Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для
предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...
Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших
школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...
Понятия взаимодействия,
сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...