О. А. Бабенко рассматривает профессионально важные качества на трех уровнях: на уровне задач деятельности; на поведенческом уровне; на уровне свойств личности. В структуре профессионально важных качеств автор выделяет организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые, предпринимательские и коммуникативные качества.
А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина вводят особое понятие "профессионализм личности", в рамках раскрытия которого должны быть рассмотрены взаимоотношения личности как интегрального качества человека и осуществляемой им профессиональной деятельности. В профессионализме личности А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально важные качества личности как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
В зарубежной психологии профессионально важные качества понимаются как ключевые квалификации.
Д. Мартенс на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических и технико-экономических процессов производства выделил следующие квалификации: абстрактное теоретическое мышление; способность к планированию сложных технологических процессов; креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений; коммуникативные способности; способность к совместному труду и сотрудничеству, надежность, работоспособность, ответственность и т.п.
В образовании комплексов профессионально важных качеств личности участвуют не только системы свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.
Успешная профессиональная деятельность определяется не просто отдельными индивидуальными особенностями личности, а, прежде всего, их системным взаимодействием в процессе становления личности профессионала.
Своевременное выявление профессионально значимых качеств личности, склонности ее к той или иной профессии позволяет учащимся осуществлять обоснованный выбор будущей профессии, соответствующей личностным качествам учащегося и выбрать направление дальнейшего обучения, что повышает эффективность высшего образования и всей системы образования в целом.
Дальнейшее наше исследование посвящено выявлению профессиональной самооценки учащихся старших классов и методам ее повышения.
Статьи по теме:
Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности через воспитание
любви к родному городу
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. ...
Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию
лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается создан ...
Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр ...