Возникновение педагогических противоречий, осознание их формирующейся личностью активизирует ее стремление к достижению социально-профессиональной идентичности, то есть противоречия выступают в качестве диалектических движущих сил саморазвития личности.
В психологии детерминизм (от лат. determinaze- определять) понимается как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.
Исходя из этого, детерминанты (от лат. determinantis - определяющий) - это конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обуславливают его. В педагогике детерминизм означает представление о том, что деятельность индивидов определяется их положением и окружением и что поведение индивида зависит от его собственной воли и не является предметом свободного выбора.
Таким образом, можно выделить внешние и внутренние детерминанты процесса профессиональной идентификации учащихся.
Внешние детерминанты этого процесса можно разбить на две большие группы: учебный процесс и внеучебная деятельность. Нами разработаны эти группы детерминант процесса идентификации учащихся.
В учебном процессе на формирование у учащихся профессиональной идентичности оказывают содержание и технология обучения.
Содержание обучения по каждой специальности определяется Государственными стандартами.
Содержание учебного материала способствует становлению профессиональной идентичности учащихся.
В качестве обобщенной внешней детерминанты формирование профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно насыщенную среду, которая является источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального образования, требованиях профессии к человеку и т.д. На первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль. Основой дальнейшего развития профессиональной идентичности становится внутренние условия и детерминанты.
Внутренними детерминантами процесса формирования у учащихся профессиональной идентичности являются:
биопсихологические и индивидуально-типологические свойства личности: половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей;
особенности психических процессов и свойств: ощущений, памяти, воображения, эмоций, чувств;
опыт: знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности;
особенности направленности: интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения .
К внутренним источникам становления профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер относит следующие :
эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации о профессии;
положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;
Эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;
успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;
готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;
характер выраженности и самопринятия экзистенционального и функционального Я;
мотивационная активность к реализации себя на избранном профессиональном поприще.
Статьи по теме:
Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения
подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адапта ...
Развитие учащихся в процессе обучения
При определении сущности обучения важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Умственное воспита ...
Игра как средство
воспитания
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки ...