В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии.
В основе лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы; между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между интересами и способностями; между особенностью здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.
Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; не умение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; подчинение «давлению» со стороны окружающих.
Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А.Климовым. Он выделяет типы:
1) низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
2) заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;
3) заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;
4) завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;
5) завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.
В устранении этих трудностей могут помочь педагоги, психологи, врачи, работники образования, экономисты, социологи, а также средства массовой информации.
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека в целом совпадают с требованиями профессии.
Проблема профессионального самоопределения была и остается в большинстве случаев актуальной как для молодежи, так и для уже сформировавшихся специалистов. Человек развивается, вместе с ним развиваются и изменяются его профессиональные планы и предпочтения.
На каждом этапе этого профессионального пути могут возникать разнообразные трудности, связанные и с личностными особенностями человека, и с ситуацией на рынке труда, и с внешними обстоятельствами жизни данного человека.
Подобные затруднения могут быть незначительными, а могут существенно отразиться на всем жизненном пути самоопределяющегося субъекта. Именно поэтому необходимо изучать проблему профессионального самоопределения, знать особенности этого процесса с различных точек зрения, чтобы снизить ее актуальность и распространенность.
Статьи по теме:
Ознакомление с геометрическими фигурами
В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Далее эти знания будут закрепляться и у ...
Подготовка к отчетности
Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это го ...
Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...