Изучив научные исследования, мы определили, что характер формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в большей степени зависит от внешних условий, к которым относятся:
- престиж профессии, продуцируемый СМИ;
- уровень оплаты труда специалиста в данной сфере в настоящее время;
- Состояние современного рынка труда, востребованность той или иной профессии;
- Социальный статус семьи, мнения и установки значимых взрослых (как правило, родителей).
Оптимальным вариантом выбора профессии является сознательный, свободный, выбор, когда старшеклассник сам принимает решение. Несмотря на это, процесс выбора часто требует участие значительного числа взрослых (родителей, педагогов, психологов). Поэтому решение должно выступать как самостоятельное принятое, не как навязанное со стороны. То есть, важным и необходимым результатом деятельности профессионального самоопределения является отчетливое сознание у старшеклассника того, что «я сам» выбрал профессию.
Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников. Сложившееся понимание профессионального самоопределения, как составляющей общего процесса развития личности, предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это, личность как саморегулирующаяся система, с другой - система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника.
Остались в прошлом гарантии права на отдых и труд, на бесплатное высшее образование и достойную старость. Сами условия бытия настоятельно требуют, обязывают каждого россиянина стать хозяином жизни и ее творцом. В этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и научиться быть профессионалами.
Статьи по теме:
Закрепление и углубление временных представлений
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинали ра ...
Значение окружающей среды в развитии личности
молодого человека
Проблема подростка кроется не в слабости воли, а в слабости целей. Познавательная активность подростка (его цели) существенно ограничены рамкой классно-урочной системы школьного образования. Поэтому ...
Усвоение глухими школьниками системного устройства языка
Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку. Первой особенностью языка как знаковой системы является его целостность. Все элементы языка ...