Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах

Страница 1

Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и формами речи.

Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности и обогащением ее внутреннего мира.

Этапы развития речи рассматриваются параллельно с возрастными этапами, которые традиционно выделяются в возрастной психологии:

· раннее детство (1-3 года);

· детство (3-10 лет);

· подростковый возраст (11-17 лет).

Опираясь на схему периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, перечислим и охарактеризуем все этапы речевого развития детей.

Традиционно выделяют шесть периодов речевого развития.

Предречевой. Он охватывает возраст от рождения до года. Главной задачей этапа является понимание речи как средства общения и попытка овладеть первыми звуковыми элементами.

Активный. Охватывает возраст от 1 года до 3 лет и является наиболее важным сензитивным периодом для развития речи. Предполагает развитие самостоятельной речи и увеличение словарного запаса до 1500 слов.

Структурный. Протекает в дошкольный период с 3 до 6 лет. Характеризуется освоением структуры устной речи, интериоризацией устной речи и превращением ее во внутреннюю речь. К концу дошкольного периода ребенок осваивает сложные грамматические и синтаксические конструкции.

Грамматический. Проходит в младшем школьном возрасте и характеризуется освоением устной монологической речи и письменной. Особое значение в развитии речи приобретает овладение чтением, которое способствует освоению литературных речевых оборотов, совершенствует понимание речи и построение высказываний.

Смысловой. Протекает в подростковом возрасте и отличается совершенствованием структурных элементов речи, внимание переключается на смысловую сторону речи, а виды и формы речи начинают играть служебную роль для передачи и восприятия сложного смыслового содержания. Идет обучение использованию различных приемов в устной и письменной речи, осваиваются стили, грамматические и синтаксические правила для построения письменной речи. В этот период целесообразно уделять внимание развитию творческого, словесно-логического и наглядно-образного мышления школьника.

Системный. Начинается к концу школьного обучения, когда развивается механизм понимания и использования устной и письменной речи крупными блоками, совершенствуются не только предложения, но и целостные высказывания, осваивается специфика речи различных наук, бытовой и литературной речи, а далее профессиональной. Речь выполняет развивающую функцию, функцию социализации личности. Данный этап продолжается достаточно долго, и речевое развитие не останавливается с окончанием школьного обучения.

В соответствии с этапами развития речь свертывается по мере овладения структурными элементами, а ее структурные компоненты переходят на внутренний план.

Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка. Обогащение словарного запаса, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются учителями-словесниками в процессе преподавания и методистами в теоретических исследованиях (С.И. Львовой, В.В. Львовым, Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской и др.).

Таким образом, особенности речевого развития школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста можно отразить в таблице 1:

Таблица 1

Периоды речевого развития

Возрастные периоды

Стадии формирования речевых механизмов

Монологический, смысловой речи

Младший школьный (10-13 лет)

· Грамматика

· Синтаксис

· Смысловые механизмы устной и письменной речи

· Стили как средства выражения

Профессиональный, коммуникативной речи

Младший подростковый (13-15 лет)

Блоки как организаторы речевых высказываний

· Старший подростковый (15-17)

· Юность (17-23)

Профессиональные шаблоны - модели

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...

Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества пре ...

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru