Пo данным контрольного эксперимента, у детей экспериментальной группы показатели улучшились. Они отвечали, старались найти подходящее общее для двух предложенных слов. Хотя порой испытуемые называли слова, подходящие по смыслу только к одному из слов (собака и кошка — «мяукает и гавкает»).
Также отмечались повторы слов за экспериментатором (шумит и дует -«шумит»). Также в случае с глаголами «льется — журчит» наблюдались неточности в подборе слова (река, море, ручей), с существительными «снег -дождь» - падает.
Все дети смогли подобрать правильно существительное к словам «светит - греет». Практически все дети правильно сказали, что «одевается -обувается» (мальчик, девочка, я, бабка). Только один ребенок сказал, что это делает собака.
Таким образом, большинство детей экспериментальной группы после проведенной коррекционной работы справились с данным заданием на среднем уровне.
У детей контрольной группы данное задание так же, как и по данным констатирующего эксперимента, вызвало значительные затруднения.
Отмечается меньше ошибок при назывании глагола (например, «ести). Однако в ответах по-прежнему присутствуют не те части речи, которые задаются вопросом. Например, когда задается вопрос «что делают?», дети отвечают существительным. Меньше трудностей вызвали следующие пары слов: «кошка — собака», «светит — греет», «одевается — обувается». Однако у данной группы детей много отказов от ответов. Дети часто молчат в случае незнания ответа или говорят «не знаю».
Таким образом, большинство детей контрольной группы также справились с данным заданием на низком уровне.
Методика №5. «Добавление последнего слова в предложении»
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4,5 и таблице 12.
По данным таблицы 12, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (7 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 ребенка); детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем - 3 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек) справились с заданием на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 человека); 4 ребенка - на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.
Таблица 12
Результаты исследования по методике «Добавление последнего слова в предложении» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
4 |
6 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
3 |
7 |
0 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
4 |
6 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
6 |
4 |
После коррекционной работы дети лучше справлялись с заданием. Однако не все дети смогли правильно закончить предложение. Особенно это связано с предложениями: «Солнце светит .», «Кофта шерстяная, а шуба .», «Молоко жидкое, а сметана .», «Лимон кислый, а мед …». Только дети с высоким уровнем смогли справиться с данными предложениями. Они правильно подбирали слова, точные по смыслу.
У части детей, однако наблюдаются ошибки при подборе слов. Например, слова «очень сильно» лексически не сочетаются с словами «Солнце светит…». Некоторые вместо признака, выражающего материал изделия (меховая), называют его качество (мягкая, красивая). Одним из трудных слов является «густая».
Статьи по теме:
Как собирать фактический и теоретический материал для
экономической части дипломного проекта и как его компоновать
Логически обусловленная последовательность выполнения экономической части дипломных проектов включает в себя: осмысление полученного задания и формирование замысла работы; составление подробного (по ...
Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного
возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный хар ...
Влияние игры на развитие познавательных способностей младших
школьников
Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовывать его в своей жизни. Такой статус приобретался человеком ...