Анализ данной проблемы в психолого-педагогической литературе, экспериментальное изучение детей позволяет говорить о низком уровне овладения лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Таким образом, целью нашего формирующего эксперимента является овладение лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи формирующего эксперимента:
1. разработать основные направления, содержание и методы работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи;
2. экспериментально проверить успешность проведения предлагаемой коррекционной программы.
Работа над лексикой должна быть тесно взаимосвязана с овладением ребенком синтаксической и морфологической системами языка.
Основные направления коррекционного обучения:
- расширение словарного запаса, как за счет слов, обозначающих обобщенные и абстрактные понятия, так и посредством развития у детей умения пользоваться способами словообразования;
- уточнение значения как известных детям слов, так и приобретаемых вновь;
- развитие навыка лексической сочетаемости слов.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Практическое усвоение лексических средств языка - первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Основа лексической работы — развитие слухо-зрительного восприятия. У ребенка формируются представления о предметах, действиях, качествах, расширяется запас сведений и представлений. Уточняется связь слова со зрительным образом предмета, слово вводится в определенные семантические поля, закрепляется его значение в контексте. Лексическая работа — комплексное воздействие с учетом значимости ключевых аспектов характеристики каждого слова. Формирование лексики неотделимо от других компонентов языковой системы, оно обеспечивает развитие познавательной деятельности, способствует этому развитию, Словарь развивается параллельно с развитием мыслительных операций, В ходе работы обеспечивается одновременное развитие речи и интеллекта. Словарная работа — формирование правильных ответных реакций на слова, которые ребенок слышит от окружающих. Постепенно возрастает количество понимаемых ребенком слов, что создает основу лексической работы. Основную часть лексического запаса на начальных этапах работы составляют знаменательные слова, которые являются базой для .формирования предложения. Закрепление и уточнение слова — уточнение смысла, углубление его значения.
При работе над лексикой обращается внимание на лексическое и грамматическое значение слова. Использование слова в речи предполагает наличие того и другого. Познавая значение слова, уточняя и расширяя его, в зависимости от контекста, сопоставляя изменение значений с изменениями в морфологическом составе, с изменениями грамматической формы, ребенок развивает способности осознанного анализа и синтеза языкового материала разного уровня, приобретает умение пользоваться словами для точного выражения мысли, осваивает навыки словообразования и словоизменения. Этим практически обеспечивается усвоение лексико-семантических и грамматических средств языка. Постепенно у ребенка формируется структура значения, закрепляются парадигматические и синтагматические связи.
Статьи по теме:
Научные исследования в области развития речи детей
дошкольного возраста
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Сл ...
Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие: 1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, оп ...
Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизи ...