Основы профориентационной работы

Страница 1

Понятие "профориентация" - это ориентация человека на те или иные профессии. Профориентацию также рассматривают как оказание помощи людям в выборе профессии; как систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи людям в моменты профессионального самоопределения.

Определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации успешно реализуются, когда сама профориентация опирается на развитую теорию и методологию, в которой преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, позволяющие повысить эффективность практической работы.

Понятие "профессиональная ориентация" не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Оно развивается по мере того, как меняется представление о целях, задачах, методах и сущности профориентации. Мы исходим из того, что профориентация - это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положения, структуре, методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на людей с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них − идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название "диагностической концепции". Здесь широко использовались тесты. В последствии эта идея диагностического исследования была заменена "воспитательной концепцией". Диагностика и воспитание − важные и органически связанные направления практической работы по профориентации личности.

К идее методологического характера относиться идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы. Она предусматривает предварительную классификацию людей по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, следовательно, более эффективно.

В социологии получила распространение идея социально - профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Если профессиональная ориентация определяется кратко как деятельность по подготовки личности к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно определить как подготовку человека к выбору профессии и своего места в обществе.

К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации. Система профессиональной ориентации - это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений на современном этапе развития общества. По мере дальнейшего совершенствования производительных сил и производственных отношений соответствующее развитие получат социальная и профессиональная ориентация.

Система профориентационной работы проводит деятельность по следующим направлениям:

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду, профагитацию. Информирование граждан о мире профессий ставит целью ознакомление их с наиболее актуальными для общества профессиями в данный момент и в ближайшие 10 лет, а также с практическими возможностями и преимуществами овладения той ил и иной профессией. Профессиональная пропаганда рассматривается как особый "род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них − оказание влияния и на поведение людей".

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методы МПМ
К методам МПМ относятся: 1. Изучение и использование истории развития математики и математического образования(история математики – исторический путь развития математических понятий, методов и языка, ...

Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то ...

Способности как психологический феномен
Анализ проблемы развития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к ч ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru