развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;
изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;
включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;
расширение возможностей системы дополнительного образования;
создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;
обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;
развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум – школе и наоборот;
включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных и коммуникативных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей.
Специфические возможности школы в области профилактики отклоняющегося поведения связаны с ее способностью быстро реагировать на признаки нежелательных девиаций в поведении учащихся.
При этом образовательный процесс в корне преобразуется:
• во-первых, создается наиболее благоприятная социально-психологическая атмосфера, где каждый признан человеком, где обеспечивается защищенность каждого, свобода проявлений каждого, а значит наибольший комфорт для деятельности и максимального развития каждого ученика;
• во-вторых, каждый учащийся получает максимальную свободу творческих проявлений, обретая личностно значимую и жизненно важную разновидность деятельности, соответствующей его стремлениям, интересам, способностям;
• в-третьих, школьник получает возможность полностью раскрыть индивидуальные особенности личности и обрести яркую индивидуальность.
Естественно в большей степени все вышесказанное может реализовываться в рамках внеурочной деятельности.
Поэтому ежегодно педагоги планируют мероприятия, которые нацелены на профилактику отклоняющегося поведения учащихся:
– просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с обсуждением;
– встречи со специалистами;
– тематические викторины;
– выставки рисунков, фотографий, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
– нравственные классные часы;
– психологические тренинги;
– интерактивные и коммуникативные игры с детьми и совместно с родителями.
На практике, эти педагогические условия должны использоваться комплексно, чтобы занятие было насыщенным, не перегруженным и эффективным.
Вывод по I главе
Рассматривая требования к организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО мы сделали вывод, что работа по профилактике отклоняющегося поведения находит отражение во всех направлениях внеурочной деятельности.
В рамках направления духовно-нравственного развития может вестись работа по формированию у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми, умения взаимодействовать в группе, с целью дальнейшей социализации. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности может реализовываться через профилактические мероприятия проводимых в виде подвижных игр, классных часов и экскурсий с целью побуждения у детей желания вести спортивный образ жизни.
Статьи по теме:
Дистанционное обучение
Реализация данной образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение ...
Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе
человеком своей профессии
Субъектом образовательной деятельности является учащийся. Поэтому для выявления психолого-педагогической условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать вл ...
Методика введения понятия теоремы обратной данной
В учебнике «геометрия 7-11» А.В. Погорелова после доказательства теорем Т.3.3 («В равнобедренном треугольнике углы при основании равны») §3 «Признаки равенства треугольников» п.23 «Равнобедренный тре ...