Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа:
- Расширить знания детей о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях (дать понятие о стихотворных размерах, жанрах лирических произведений);
- Познакомить с творчеством поэтов, чьи произведения представляют наибольший интерес с точки зрения теоретико-литературных понятий;
Первым этапом нашей опытно-практической работы было изучение содержания программы с целью выявления возможности включения информации о теоретико-литературных понятиях в урок литературы.
На основе изучения содержания учебника "Литература. 6 класс." В.Я. Коровиной были определены темы, при изучении которых целесообразно включать сведения о теоретико-литературных понятиях в лирических произведениях, составлен тематический план на период проведения формирующего эксперимента.
Тематический план по литературе с включением теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.
№ п/п |
Тема |
Изучаемое понятие |
1. |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи": тема, идея, композиция стихотворения. |
Особенности поэтических интонаций. |
2. |
Стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок", "Утёс", "На севере диком…" |
Антитеза как основной приём, используемый в этих стихотворениях. |
3. |
Стихотворные размеры. |
Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. |
4. |
Ф. Шиллер "Перчатка" (В перев. А. Жуковского) |
Понятие о балладе. |
5. |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. "Ночь перед Рождеством" |
Картины природы и народной жизни в повести. |
6. |
Роль фольклорных элементов в повести. |
Поэтизация чистой и светлой любви. |
Материал по теоретико-литературным понятиям использовался как дополнение к основному программному материалу. Материал подбирался по жанровому и тематическому принципу. По объёму сведений материал занимал примерно 1/5- 1/4 от всего учебного материала для изучения на данном уроке. Например, при изучении темы "М.Ю.Лермонтов, стихотворения "Парус", "На севере диком…"" содержание было дополнено тестовым заданием о творчестве М.Ю. Лермонтова с включением теоретико-литературных понятий, изученных при анализе стихотворений.
Тест.
1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Листок", "На севере диком…", "Утёс", "Парус"?
а) гражданская тематика
Статьи по теме:
Качества, необходимые учителю
Профессиональные качества, необходимые учителю принято разделять на объективные (характеризуют подготовку педагога с научной точки зрения) и субъективные (качества, характеризующие педагогический тал ...
Народное образование в свете общественных споров 50-60-Х гг. XIX века
В конце 50-х годов XIX столетия на фоне подготовки отмены крепостного права и других крупных реформ заметно оживилось и педагогическое движение. Министерством народного просвещения начинается подгото ...
Необходимость экологического воспитания
Не может быть существеннее проблемы для общества, чем проблема воспитания подрастающего поколения. Именно в процессе воспитания закладывается фундамент будущего благосостояния, нравственного и физиче ...