Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов

Страница 1

В последнее время в рамках научного, в том числе социологического, исследования спорта все чаще используется понятие "спортивная культура", хотя ему даются различные интерпретации.

При всех различиях в понимании спортивной культуры она рассматривается как элемент культуры, связанный со спортом. Опираясь на изложенную выше концепцию культуры, эту характеристику спортивной культуры можно разъяснить и уточнить следующим образом.

Спортивная культура возникает в рамках позитивного ценностного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к спорту, т.е. когда последний выступает для него как ценность. Это значит, что социальный субъект позитивно оценивает спорт (рассматривает его как значимый, важный, полезный) и обосновывает эту оценку.

Спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач.

Основными ценностями этой деятельности могут быть, например: основанная на определенных знаниях и умениях методика тренировки, восстановления, самоконтроля, позволяющая целенаправленно формировать и совершенствовать физические кондиции человека; формирующиеся в ходе упорной тренировки и спортивных соревнований такие личностные качества, как собранность, организованность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п. Однако на первый план для социального субъекта могут выступать и совсем иные ценности спортивной деятельности - например, возможность ее использования для того, чтобы проявить свою склонность к агрессии, насилию, продемонстрировать свое превосходство над другими людьми и т.д.

Та или иная система ценностей, которую социальный субъект связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, форму спортивной культуры. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. носит конкретно-исторический характер.

Если для спортивной культуры личности характерен именно такой - гуманистический - подход к позитивной оценке спорта, она выступает как "спортивно-гуманистическая культура личности" ("гуманистически ориентированная спортивная культура личности").

Конкретными показателями этой культуры являются:

· знание, понимание и позитивная оценка социокультурного значения спортивной деятельности, тех гуманистических идеалов и ценностей, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;

· декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентация на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать; реальное поведение, соответствующее этим идеалам и ценностям; негативное отношение к спортсменам, поведение которых противоречит этим идеалам и ценностям; негативные чувства и эмоциональные реакции в связи с актами насилия, агрессивности, обмана и другими антигуманными проявлениями в спорте);

· качества и способности (умения и навыки) личности, которые позволяют ей эффективно действовать в соответствии с такой ориентацией.

О спортивно-гуманистической культуре, как и о спортивной культуре вообще, можно говорить применительно не только к спортсменам, но также к тренерам, организаторам спортивных соревнований, зрителям и т.д., т.е. ко всем лицам, имеющим отношение к спорту, независимо от того, какую роль они выполняют в данной сфере.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Детская безнадзорность и беспризорность
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность (бездомность) и безнадзорность ...

Государственная регистрация индивидуальной трудовой педагогической деятельности
Основу правового статуса индивидуальной трудовой педагогической деятельности составляет статья 48 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. ...

Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru