В коррекционном учреждении III вида осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования с учетом коррекционной направленности уроков.
Образовательный процесс для детей с сохранным интеллектом осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование (срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (срок освоения 6 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (срок освоения 2 года).
Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).
Таблица 1
Психические процессы и их виды
Психические процессы и их виды | |
Восприятие |
зрительное, слуховое, осязательное |
Представления |
зрительные, слуховые, осязательные |
Внимание |
непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое |
Память |
наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная |
Мышление |
наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое |
Воображение |
пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее) |
Весь образовательно-воспитательный процесс в школе-интернате III вида направлен на коррекцию отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 3-х условий: состояния зрительного анализатора; психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.
Таблица 2
Психологические процессы
Психические процессы |
Цели и задачи |
ощущения и восприятие |
Формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность), высоту порогов чувствительности. Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве Развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства. Совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия. |
мышление |
Обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышления Развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность |
память и представление |
Формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять домашние задания, полноту восприятий Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной и трудовой деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память |
внимание |
Формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность Обучать: распределению внимания Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания |
эмоции |
Формировать: привычку правильного поведения. Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства. Развивать: мимические и пантомимические мышцы |
Статьи по теме:
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...
Психологические особенности развития познавательных процессов
в младшем школьном возрасте
В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое ко ...
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...