1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим (прагматическим), и, с другой стороны, гуманистическим (личностно-ориентированным).
Развитие, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, в большей мере несет на себе отпечаток противоположных тенденций в развитии педагогической и психологической науки, в которых явно существуют противоположные подходы к пониманию развития в его взаимосвязи с обучением: с одной стороны, натуралистический подход, подчеркивающий роль наследственности (природы) в развитии человека, и, с другой стороны, социологический подход, подчеркивающий роль среды (общества, воспитания) в развитии человека.
Обучение как отражение противоречий воспитания и развития в современных условиях также обнаруживает в себе противоположные тенденции: во-первых, как традиционные противоположности формального и реального образования; во-вторых, как современные противоположности традиционного и развивающего обучения в различных модификациях.
2. Структура методики обучения истории в российской школе на рубеже XX-XXI вв. может быть подробно охарактеризована в разных дидактических моделях по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:
Таблица 1. Дидактические модели по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:
Параметры |
Многоконцептуальная модель |
Поликонцептуальная модель |
I Цель |
Знания, умения, ценности |
Метод и предмет науки |
II Задачи |
Систематизация ЗУН |
Введение в науку |
III Содержание |
Эпизодический Систематический курс |
Систематический Научный курс |
IV Средства |
Психологические |
Логические |
V Формы |
Педагогические (предметные) |
Эпистемологические (научные) |
VI Методы |
Эмпирические |
Теоретические |
В основе сравнения этих моделей лежит схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании:
Таблица 2. Схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании
Параметры |
Традиционная модель |
Развивающая модель |
Гуманистическая модель |
I Цель |
Знания |
Умения |
Ценности |
II Задачи |
Обучение |
Развитие |
Воспитание |
III Содержание |
Сознание (предмет науки) |
Деятельность (метод науки) |
Отношения (образ науки) |
IV Средства |
Гносеологические |
Методологические |
Аксиологические |
V Формы |
Дидактические |
Психологические |
Педагогические |
VI Методы |
"Реальное образование" |
"Формальное образование" |
Личностно-ориентированное образование |
3. Функционально целевые тенденции развития современной методики обучения истории (особенно в старших классах) очень четко прослеживаются на сопоставлении двух подходов: моноконцептуального изучения истории в начальной и основной школе и многоконцептуального изучения истории в средней школе:
Статьи по теме:
О влиянии музыки на психику ребенка
«Не всякая музыка годится для всякого человека» Гиппократ. Музыка оказывает большое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В наши дни ребенка окружает музыка, разная по качеству и степ ...
Особенности проведения кружка «Изонить»
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задач ...
Обновление дошкольного образования
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспит ...