3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.
4. Устранение нелитературных слое, употребляемых иногда до – школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают
– обществоведческий словарь (слова и словосочетания, обозначающие явления общественной жизни: «родная страна», армия, «труд людей» и др.);
– природоведческий словарь (названия животных, растений, явлений неживой природы);
– бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов туалета, мебели, одежды, пищи, помещений, частей тела и лица);
– эмоционально-оценочный словарь (слова, обозначающие эмоции, чувства, переживания);
– лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством;
– лексику, необходимую для общения друг с другом, со взрослыми, для выражения собственных мыслей.
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов. В грамматическом отношении это слова-существительные, слова-глаголы, слова-прилагательные и слова-наречия.
Основными источниками развития словаря являются:
– наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игровой деятельностью детей и т.д.);
– общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);
– речь взрослых дети заимствуют у взрослых слова в их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;
– художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.
На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:
1. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
2. усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3. введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.
Статьи по теме:
Обзор программных средств для разработки тестов
На сегодняшний день, на рынке средств разработки программного обеспечения, существует огромное количество разнообразнейших программ от мощных программных комплексов до простых компиляторов и интерпре ...
Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном
образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабат ...
Методика обеспечения усвоения математических
понятий
1. Формулировки многих определений (теорем, аксиом) учащимся понятны, легко запоминаются после небольшого числа повторений, поэтому целесообразно в начале предложить их запомнить, а затем научить при ...