Массовый педагогический опыт
– совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.
Передовой педагогический опыт
– результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.
Новаторский педагогический опыт
– принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Система воспитания В. А. Караковского
: В основу концепции принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, о том, что воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательная система имеет сложную структуру, ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы. Ядро гуманистической воспитательной системы – объединение детей и взрослых в коллектив. В самом общем виде в процессе создания и развития системы должны решаться следующие задачи:
- формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной.
- формирование гражданского самосознания человека, ответственного за судьбу Родины.
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
- формирование у подрастающего человека креативности, «творение» как черта личности.
- формирование самосознания, осознания своего «Я», помощь ребенку в самореализации.
Основные этапы развития воспитательной системы:
Первый этап - этап становления. Причины, побуждающие строить школьные воспитательные системы: признание необходимости системного подхода; наличие оригинальной идей; мода. Главное: цели воспитательной системы сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Управление воспитательной системой происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне. Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. В системе возникают свои механизмы воспроизводства. Она накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции. Возникает характерная черта всех хороших систем – социальное наследование. Данный этап не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия не является стабильным, всякая воспитательная система имеет свойство старения. Объективные положительные проявления системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стереотипы, чувство непогрешимости. В этом случае происходит торможение. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива. Своевременное удовлетворение этих более высоких потребностей предохраняет систему от застойных явлений. Четвертый этап – обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущим к изменениям системы, это и поднимает ее на новый уровень. Если не происходит новый виток развития, система прекращает свое существование.
Статьи по теме:
Особенности психологической
готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Комплексное изучение дошкольников с ЗПР ведущими педагогами и психологами Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И.Лубовским, С.Г.Шевченко, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др., показало, что ...
Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
На основе проведенной работы определили следующие критерии. Первый этап Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик – семицветик?" После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Ц ...