Основные барьеры на пути развития качественного образования

Статьи о педагогике » Стандартизация в системе образования » Основные барьеры на пути развития качественного образования

Страница 4

Место настоящего студенческого самоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемые администрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Это пример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Это способ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных, неординарных людей в узкие рамки политической корректности.

Попытки создать идиллическую картинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам факт наличия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежных организациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных с острым дефицитом реального студенческого самоуправления.

Гражданский активизм приветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательных субботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практически лишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных, научных и общественных программах.

Студентам недоступны работающие механизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программ разных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможности факультативного обучения.

Студенты лишены возможности участвовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи не учитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студенты наблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническую базу.

Стремительно расширяется практика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количеством студентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательной государственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов стала еще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты не имеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Если человек покупает некачественный товар в магазине, он может через общество защиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такой базовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения, решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структуры студенческого самоуправления.

Система воспитания молодежи в вузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в стране сопровождается резким увеличением давления на студентов со стороны администрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандарты делают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис, зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества - все это является не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональные преподаватели и некомпетентные администраторы.

Таким образом, белорусская система образования характеризуется целым рядом серьезных структурных, содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки ее реформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциал Правительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.

Потенциал для положительных изменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна быть основана не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях с продолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организации образования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен быть переход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроля за образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании - к самим ученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такие изменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самых разных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования и экономического развития.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Роль и место темы «Многоугольники» в школьном курсе геометрии
В курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризу ...

Содержание урока по лёгкой атлетике
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Урок по легкой атлетике слагается из мно ...

Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru