Источники и механизмы развития личности ребенка

Страница 4

Из такого соотношения процессов возбуждения и торможения, по предложению Г. Айзенка, следуют и особенности поведения тех и Других. Интроверты легко активируются и избегают стимулирую­щих ситуаций. Экстраверты, наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию. Стимуляторами могут быть и общение с другими людьми, и любая сенсорная стимуляция (еда, например), развлече­ния. Они больше, чем интроверты, любят общаться с другими, лю­бят приключения и не боятся рисковать.

Установлена связь между успешностью деятельности и наиболее общим свойством нервной системы - ее активированностью, в част­ности с успешностью учебной деятельности. Обнаружены связи между свойствами нервной системы и задатками способностей.

В некоторых зарубежных источниках указывается на связь тем­перамента с патологией (М.Раттер). Различия в способах выпол­нения действий, стиля поведения детей, обусловленных особенно­стями темперамента, оказались достоверными по таким показате­лям, как уровень активности, энергичность, регулярность различ­ных биологических циклов (сон, бодрствование и др.). Дети раз­личаются и по способности к адаптации, т.е. умением легко ме­нять поведение в ответ на изменения обстоятельств; по интенсив­ности эмоциональных реакций (по-разному реагируют на радость и неудовольствие), по характеру общительности, контактности. Однако эти характеристики не являются навсегда фиксированны­ми и со временем могут меняться.

Вместе с тем отмечается развитие некоторых «трудных» черт поведения у детей, обладающих своеобразным темпераментом. Дети, для которых характерными оказались такие особенности, как нарушение режима сна, замедленная адаптация к новым условиям, высокая интенсивность эмоциональных реакций, преобладание плохого настроения, чаще имели нарушения поведения. Предпола­гается, что существует риск нарушений поведения в более позднем возрасте, если все перечисленные характеристики темперамента обнаруживаются у ребенка в раннем детстве.

В литературе рассматриваются некоторые механизмы влияния темперамента на развитие ребенка, имеющие характер предполо­жения (М.Раттер). Так, темперамент ребенка может влиять на отношение к нему родителей и окружающих и менять тип поведения окружающих. Существуют данные о том, что не только родители, взрослые влияют на ребенка, но и дети, особенности ребенка влияют на формирование родительского поведения. Такие свойст­ва, как живость, активность, независимость, контактность, инерт­ность, замкнутость, могут вызвать у окружающих различные ре­акции.

Другой механизм характеризуется возможностью расширять- сужать жизненный опыт. Например, активный, контактный, дружелюбный ребенок может иметь в жизни больше приключений и встреч, у него будет больше друзей, чем у замкнутого, пассивного, робкого. Последний может испытывать трудности при расставании с родителями, установлении отношений с новыми людьми.

Сильное влияние на жизнь ребенка, его поведение оказывают и способности, и достижения. Способность к адаптации, интеллекту­альная компетентность могут определять характер реакции ребенка на стрессовые ситуации. Высокая адаптация, умение приспосаб­ливаться к новому делают изменившиеся обстоятельства менее стрессогенными для ребенка. Для ребенка, лишенного интеллекту­альной гибкости и компетентности, перемены могут стать источни­ком стресса. В школе более выгодно положение того ребенка, ко­торый хорошо учится. Отстающий же ребенок находится в невы­годном положении.

Ряд исследователей (М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 3. И. Калмы­кова, Л.С.Славина) указывают на связь природных особенностей ребенка и трудностей учения. Одной из причин низкой успеваемо­сти может выступать неадекватное использование ребенком осо­бенностей своей нервной системы и игнорирование этих особен­ностей педагогами и родителями. Согласно современным пред­ставлениям, нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе. Речь идет о таких свойствах нервной системы, как сила и подвиж­ность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Формирование личности в семье
Как уже было сказано в предыдущей главе, есть четыре стиля воспитания. Это демократический, либеральный, попустительский и авторитарный. Но в семье нет определенно одного стиля воспитания. Семейное в ...

Проверка динамики формирования знаний по теоретико-литературным понятиям на контрольном этапе
На этапе контрольного эксперимента основной целью являлось уточнение результатов проведенной работы, подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Проверка эффективности использования доп ...

Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и музыкальных способностей
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей ра ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru