Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации
детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению психологов, представляет собой процесс побуждения личности к совершению тех или иных действий. Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:
1)попытки самоутверждения;
2)протест против действительности, несправедливости взрослых;
3)стремление обратить на себя внимание взрослых;
4)корыстные цели и т. д.
Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин,
толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:
♦ дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
♦ деформация ценностных ориентации (несоответствие потребностей возможностям);
♦ отрицательное влияние ближайшего окружения;
♦ зависимость подростка от референтной группы;
♦ различные формы насилия по отношению к ребёнку, в том числе в семье;
♦ эмоциональная неразвитость;
♦ недостаточная правовая информированность;
♦ незнание социальных норм;
♦ развод родителей;
♦ смерть близкого человека;
♦ низкая досуговая культура;
♦ особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
♦ психическое заболевание и т. д.
Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.
В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения, т. е. существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. Данный феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т. п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.
Статьи по теме:
Общие условия организации песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница Размер Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционн ...
Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте
Игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их ...
Проблемы участия России
в Болонском процессе
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это – сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Эт ...