Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Статьи о педагогике » Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Страница 2

Проектирование кризиса учебно-профессионального развития студентов на этапе профессионализации представляет собой заранее планируемое и целенаправленно организуемое педагогом введение будущих специалистов в конструируемую профессиональную реальность, моделирующую педагогическую деятельность. За счет этого формируется "образ потребного профессионального будущего" (Н.А. Бернштейн), что является важнейшей предпосылкой становления студента как субъекта собственной учебно-профессиональной деятельности.

Термин "упреждающая адаптация" представляется закономерным с семантико-смысловой точки зрения. Глагол "упредить" (упреждать) имеет следующие значения: "сделать что-то раньше кого-либо, чего-либо", "опередить", "предупредить", а его отглагольная форма (причастие "упреждающая") сохраняет в себе тождественную семантику.

Термин "адаптация" в предложенном сочетании уточняет и дополняет значение понятия "упреждающая", придавая высказыванию научные и содержательно-смысловые качества. Упреждающая адаптация рассматривается как система определенных действий, мер, цель которых предупредить, не допустить негативных явлений, осуществить контроль над ними.

Понятия "готовность к деятельности" и "упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности" не синонимичны. Готовность к деятельности студентов (подготовка, сформированная на предыдущих этапах развития (М.И. Дьяченко, ЛА. Кандыбович) рассматривается нами как фактор адаптации, детерминирующий ее процесс и результат.

"Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности" - видовое понятие - интерпретируется как управляемый процесс введения первокурсников в вузовскую и конструируемую преподавателем профессиональную реальность, обеспечивающий функционирование конструктивных механизмов личности студентов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях.

Конструирование профессиональной реальности осуществляется путем погружения студентов в квазипрофессиональную деятельность, моделирующую предметное содержание педагогической деятельности, а также отдельные аспекты ее технологического и социально-ролевого содержания. Результатом этого процесса выступает освоение обучающимимся разработанных педагогом адаптирующих средств, формирование у будущих специалистов личностных и профессиональных новообразований.

Упреждающая адаптация имеет несколько характеристик. Во-первых, это образовательная деятельность преподавателей вуза, обеспечивающих поддержку первокурсников и профилактику глубоких и продолжительных адаптационных кризисов, переживаемых ими. Во-вторых, это способ преобразования личности студентов через проектирование для них кризисов учебно-профессионального развития (при обязательной поддержке адаптантов).

Особое значение для содержательного раскрытия упреждающей адаптации имеет понятие "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Специфика образовательной деятельности педагогов состоит в возможности сопровождения студентов в период адаптации путем создания условий для усвоения ими способов выполнения учебно-познавательной деятельности.

Глубокое постижение сущности упреждающей адаптации становится возможным в русле антропологической психологии и педагогической антропологии, так как смена стадий возрастного развития - это смена режима индивидуальной жизни субъектов учебной деятельности, понимаемая как кризис "рождения", инициирующий овладение способами осуществления учебно-познавательного поведения.

Смысл образовательной деятельности педагогов состоит в придании кризису "рождения" управляемого характера через реализацию специально разработанных адаптирующих технологий. Адаптация студентов сопряжена с их учебно-профессиональным развитием, спроектированным и осуществленным в практике вуза преподавателем.

Упреждающая адаптация обеспечивает введение будущих педагогов одновременно в две сопряженные и взаимополагающие реальности: в учебно-познавательную и учебно-профессиональную.

Действие в первой предполагает освоение комплекса теоретико-методических средств рефлексии, понимания содержания будущей профессиональной деятельности как основания профессионального образования. Вторая, специально конструируемая общность преподавателей и студентов, действительно моделирующая реальную педагогическую деятельность, позволяет в полной мере обеспечить нормальное вхождение в адаптационный кризис и продуктивный выход будущих педагогов из него.

На основе анализа работ (Г.З. Алибеко-ва, Е.И. Бологова, В.М. Вдовенко, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.В. Синявский, В.В. Тищенко, Т.М. Чурекова) выявлены условия успешного вхождения юношей и девушек в новую реальность на этапе профессионализации: вовлечение их в разные формы управляемой самостоятельной работы по предмету для формирования рефлексивных и продуктивных умений (Г.А. Цукерман); включение в научно-исследовательскую работу для формирования исследовательских умений; организация совместной деятельности для выработки умений, связанных с сотрудничеством и учебным творчеством.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Особенности работы с глиной и пластилином
Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой. При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем п ...

Методика изучения темы «Многоугольники»
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характериз ...

Документооборот организации
Деятельность исследуемого образовательного учреждения регламентируются следующими видами локальных актов: 1. уставом; 2. приказами директора Учреждения; 3. должностными инструкциями; 4. учебным распи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru