Организация и проведение профориентационной работы

Страница 4

1. Выбор будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом – это внутренняя деятельность подростков, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, а также определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора.

2. Структура понятия психологической готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом возрасте включает в себя информационную, мотивационно-ценностную и практическую составляющие этой готовности.

3. Основными личностными предпосылками, влияющими на психологическую готовность школьников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом возрасте, являются: осмысленность жизни; опора в принятии решений на себя; компетентность во времени; определённость выбора; гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации; творческая реализация в деятельности.

4. В работе выделены и проанализированы условия, препятствующие формированию готовности к профессиональному выбору:

- психологические особенности подростков: недостаточно развитая способность совмещать ближнюю и дальнюю перспективу; незавершённость развития функции планирования; противоречивость и неупорядоченность разных аспектов "Я"; неумение разграничивать возможное и желаемое.

- условия развития общества: изменение ценностных ориентиров в современном обществе; появление большого количества "новых" профессий; неконтролируемый рост высших учебных заведений; социальная "неразбериха" в обществе и отсутствие специально организованных пространств для подростков, моделирующих идеальную структуру взрослого общества, и позволяющих подросткам попробовать себя в тех или иных общественно значимых ролях и позициях; особенности современной системы образования.

5. В ходе констатирующего эксперимента получены данные, подтверждающие, что подростки 14-15 не вполне готовы к осознанному профессиональному выбору. Это проявляется в следующем:

- у подростков 8-10-х классов обнаруживается низкий уровень информированности;

- недостаточно развита способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации и проявлять гибкость в реализации своих ценностей.

5. Особенно низко развит мотивационный компонент готовности, что проявляется в следующем:

для подростков 8-10-х классов полнота представленности категорий "хочу" - "могу" - "надо" в мотивации к профессиональной деятельности выражена недостаточно. Они ориентируются в основном только на свои желания. Мотивы, связанные с оценкой своих возможностей и требований, предъявляемых социумом, практически отсутствуют или представлены слабо. В категории "хочу" больше всего присутствуют необоснованные или внешние мотивы: материальная заинтересованность, престиж, желание общаться, влияние родителей и интерес к конкретным школьным предметам.

7. Экспериментально показано, что специально разработанная инновационная психологическая программа профориентации (ИППП), учитывающая особенности возрастного развития подростков в современном обществе, позволяет сформировать более высокий уровень готовности к осознанному профессиональному выбору у подростков 14-15 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие реб ...

«Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...

Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием пи ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru