Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса. Основные из них:
учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьником;
усиление межпредметных связей;
реализация краеведческого подхода;
взаимодополнение учебной и внеклассной работы;
использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых;
формирование знаний о взаимоотношениях между природными компонентами.
Известно, что дети младшего школьного возраста проявляют искренний интерес к природе. Пребывание в естественной среде вызывает эмоциональный отклик, положительно воздействует на все их органы чувств. Ребята радуются запахам и ярким цветам, растениям и т. п. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко (ловят насекомых, мучают животных, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, топчут, рвут без нужды растения). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Эти примеры говорят о сложности взаимоотношений природа – дети, и поэтому естественного интереса и желания быть с природой недостаточно для экологического воспитания. Поэтому с первого года обучения они знакомятся с историей своего края, его природой, особенностями и спецификой хозяйственной деятельности людей, преумножающих красоту и богатство родной земли. На приозерах местного хозяйства показывается, как используются земли, водоемы и леса, какие применяются меры в целях их сохранения. Каждое дело, выполненное учащимися по охране и преумножению природного окружения, становится нравственной и трудовой «высотой», взяв которую, школьник вправе сказать: «В этом добром деле есть и мой вклад, частица моего труда».
Очень важно приучит ребят восхищённо и уважительно смотреть на всё, что растёт, цветёт, движется. С тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. При осуществлении задач экологического воспитания необходим комплекс таких методических средств и приёмов, чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребёнка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.
«Природа должна стать для каждого ребёнка не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь её обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения её богатств». [В.М. Минаева Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя, 1987. – с. – 20-25]
Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленении школы, микрорайона, города, села, поддержании чистоты в парках, скверах, пригородных зеленых зонах, у водоемов, ограждении муравейников, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, создании заказников и др.
Воспитанию бережного отношения к природе способствует акцентирование внимания учителя на сочетании учебной и внеклассной работы таким образом, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало бы ее. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.
Статьи по теме:
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то ...
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...
Анализ учебной и учебно-методической литературы
по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...