Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфически качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребёнка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Прежде всего, отмечают, что этот процесс характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – учащиеся (дошкольники), для которых данный процесс принимает характер умения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся, в каких бы формах она ни протекала.
Таким образом, обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Приведённое определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения, важнейшими из них являются следующие:
* стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
* организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
* развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
* выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
* совершенствование учебных умений и навыков.
Поскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их способностей, необходимо обратится к раскрытию этих понятий.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - это владение способами (приёмами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведённое до высокой степени совершенства. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Статьи по теме:
Творчество в деятельности учителя физкультуры
В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя, применяя творческий подход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема пока остается наимен ...
Попустительский стиль воспитания
«Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности с ...
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на ...