Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок

Статьи о педагогике » Особенности дисграфических ошибок учащихся с задержкой психического развития » Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, увеличением темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой. Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений.

Предлагаемые виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в "минутки чистописания". Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды "шифровок".

(Дедушка удит рыбу.)

(Бабушка любит собирать грибы.)

(На дубе растут желуди.)

Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.

В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые "шифровки".

(Паша рисует танк.)

Обратное задание предполагает "шифровку" предложений учащимися.

Петр был на прогулке в парке.

Он принес ветки тополя.

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Так выглядят "шифровки" лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Здесь закрепляется и правило о заглавной букве в именах людей.

Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами.

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Статьи по теме:

Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр ...

Структура урока по лёгкой атлетике
Каждый урок физической культуры и здоровья, в том числе и легкой атлетики, состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность эти ...

Учение Макаренко о коллективе
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная групп ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru