Исследование профессиональной направленности старшеклассников

Страница 8

Анализ проведенного исследования

На основании анализа литературных источников по теме профессиональная ориентация и используя методики, направленные на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество, нами проведено исследование профессиональной направленности старшеклассников. При помощи этих тестов мы смогли оценить профориентационную направленность личности, изучить интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности, а также выявить какой из двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотив стремления к успеху или мотив избегания неудачи у испытуемого доминирует. Исследование проводилось в период с 16 февраля по 27 марта. В исследовании принимали участие 45 учащихся 10 - 11 классов средней школы №82 г. Красноярска.

После обработки результатов тестирования нами были получены индивидуальные и групповые результаты исследования. Индивидуальные результаты были получены по методикам "Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов А.Е. Климова" и "Карта интересов". Групповые результаты тестирования получены по методике "Мотивация достижения".

Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности за основу был взят дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Подсчитанные по каждому столбцу суммы плюсов указывают на преобладание у испытуемого склонности к той или иной сфере деятельности. Результаты каждого испытуемого расположены по количеству полученных баллов. На первом месте находиться наивысший балл, на втором ниже и т.д. Индивидуальные результаты тестирования по данной методике представлены в сводной таблице (см. таблицы 3.4 − 3.7)

Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 29. Строки, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их учитывают в первую очередь. Уровень выраженности интересов определяется следующей шкалой: >8 - высокий уровень выраженности интересов, 5 - 7 - уровень выраженности выше среднего, 1 - 4 - средний уровень, (−5) - 0 - ниже среднего, <6 - низкий. Индивидуальные результаты тестирования по данной методике представлены в таблице 3.1, 3.2 и таблице 3.3.

Групповые результаты тестирования были получены по тесту-опроснику измерения мотивации достижения, который предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивался, какой из этих двух мотивов у испытуемых преобладает.

На основе подсчета суммарного балла мы определили, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвовавших в исследовании, ранжировали и выделили две контрастные группы. По результатам проведенного теста было выявлено, что верхние 27% выборки испытуемых характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% − мотивом избегания неудачи. У испытуемых, не попавших в эти группы, ярко не выражен ни тот, ни другой мотив личности. Результаты тестирования представлены в таблице 3.8, 3.9 и таблице 3.10.

Полученные результаты позволили нам сделать следующий вывод: все ученики хорошо информированы о мире профессий, некоторые имеют практические навыки в определенной сфере деятельности. Однако выбор будущей профессии сделали еще не все. Исследование показало наличие развитых интересов, склонностей и способностей, но среди учеников 10 класса есть некоторые, кто не выбрал профессию по причине неуверенности в правильном выборе или многообразия профессий.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Природные задатки и социокультурные качества в структуре личности подростка
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатом ...

Понятия взаимодействия, сотрудничества
взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это тре ...

Трудности профессионального самоопределения
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе лежит несколько групп противоречий: противо ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru