Основы профориентационной работы

Страница 3

Рассматривая теорию профессиональной ориентации, необходимо коснуться и этической стороны обсуждаемой темы.

В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности оптанта к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности психолога-профконсультанта оказать оптанту реальную помощь в таком самоопределении, без какого бы то ни было нарушения этических норм взаимодействия психолога с клиентом.

Основные этические противоречия профессионального самоопределения, часто являющиеся источниками проблем ценностно-нравственного характера:

противоречие между правом человека на самоопределение и

его неготовность к этому, что создает основу для принятия консультантом

решения за клиента, а иногда и манипулирование консультируемым клиентом;

противоречие между интересами общества и конкретной личностью, которые не всегда могут совпадать;

противоречие между мировоззрением психолога и его клиента;

противоречие между высокими и благородными устремлениями профконсультанта и его ограниченностью в адекватных этим устремлением методах работы;

противоречие между высокими и благородными устремлениями профконсультанта и явным прагматизмом нашего времени, когда многие клиенты просто хотят "лучше устроиться в этой жизни" и их не всегда могут интересовать проблемы личностного и нравственного самосовершенствования;

противоречие между различными этическими системами и уровнями их овладения разными людьми.

При прогнозировании эффективности профессионального самоопределения слова (планы, рекомендации) могут расходиться с делами (реальными выборами). Если рассматривать качественный критерий профконсультационной работы, то более значимым оказывается не конкретная рекомендация, а формирование у консультируемого умения ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, что предполагает его готовность самостоятельно корректировать первоначальные профессиональные планы.

Система профориентации личности - это организованная, управляемая деятельность различных государственных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения людей в интересах личности и общества в целом.

На каждом этапе общественного развития система профессиональной ориентации решает определенные задачи. Общая цель системы профориентационной работы - подготовка человека к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое ко ...

Театрализованная игра это один из видов сюжетно ролевой игры
Специфика и виды театрализованных игр меняются с учетом возрастных групп. Младший возраст. Дети этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное им ранее большие яркие игрушки, новые костю ...

Альтернатива ДОУ в Пермском крае
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru