Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей

Статьи о педагогике » Основные идеи и их методическое воплощение в коммуникативно-деятельностной системе С.А. Зыкова » Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей

Страница 1

В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики обучения глухих детей навыкам коллективной работы (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.). Общение, направленное на согласование, объединение энергий учителя и учащихся с целью достижения общего результата, является основой их совместной деятельности. Для формирования умения глухих школьников устанавливать взаимодействие на основе словесного общения требуется специальная организация педагогического процесса, что предусмотрено коммуникативно-деятельностной системой обучения глухих языку.

Деятельностный принцип отражает сущность данной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает, прежде всего, тесную связь развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность является средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. Суть принципа состоит в неразрывной, немедленной связи речепродуцирования со всеми видами детской деятельности, иными словами – в постоянном речевом опосредовании личных действий учащегося: учебных, предметно-практических, игровых, трудовых, художественно-творческих, социальных.

Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.

Деятельностный принцип обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. Для возникновения и развития потребности в общении организуется коллективная предметно-практическая деятельность (в дошкольный период это бытовая деятельность, игра, эстетическая деятельность, элементарная трудовая деятельность). В условиях школьного обучения принцип предметно-практической направленности обучения реализуется как на специальных уроках предметно-практического обучения, так и на других уроках, когда обеспечивается деятельностный коллективный подход к организации познавательной деятельности учеников (работа парами, бригадами, с «маленьким учителем», через распределение функций, ролей и обязанностей, планирование деятельности и реализацию ее в соответствии с намеченным планом и т.д.). В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности.

Обосновывая целесообразность широкого применения в обучении глухих предметно-практической деятельности, С.А. Зыков рассматривал ее как отправную точку и базу их разностороннего развития. Согласно его идеям, вызванное практической деятельностью общение, интериоризируясь, образует содержательную основу познавательных процессов. При этом и обучение языку, и овладение знаниями об окружающем мире приобретают закономерную последовательность, т.к. предметная деятельность в коллективе вызывает потребность в общении, способствует овладению словесными средствами, которые опосредуют социальные связи и интеллектуальные действия.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10 является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленчес ...

Проект диагностирующего эксперимента
Цель: Сформировать познавательные звенья нравственной нормы, т.е. умение детей выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми при помощи детской художественной литературы. Задач ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru