Качества, необходимые учителю

Страница 3

12. Готовность к решению нестандартных ситуаций: в образовательном процессе могут возникнуть любые незапланированные ситуации и учитель должен быть к этому готов.

13. Стрессоустойчивость. Практически все профессии типа «человек – человек» подвержены развитию синдрома эмоционального сгорания, который проявляется в истощении эмоциональных ресурсов, а люди, занимающиеся педагогической деятельности – втройне. Признаками этого синдрома являются истощение и усталость, психосоматические осложнения, бессонница, негативная установка к учащимся, к работе, пренебрежение исполнением своих обязанностей, увеличение объема приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства и пр.), значительное снижение или увеличение аппетита, негативная или заниженная самооценка, усиление агрессивности (раздражительности, напряженности, гнева), пассивность, выражающаяся в цинизме, пессимизме, чувстве безнадежности, апатии, постоянно преследующее чувство вины. В связи с этим учителю просто необходима высокая стрессоустойчивость.

14. Речевая (коммуникативная) культура включает в себя грамотную речь, способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства при помощи речи, а также мимики и пантомимики. Выражение мысли должно быть ясным, простым и понятным для учащихся. Речь учителя всегда должна отличаться внутренней силой, уверенностью, убежденностью, собственной заинтересованностью в том, что он говорит.

Личностные качества

К личностным качествам относятся качества, которые в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом уровне, но все же они могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию. Задача педагога – развивать эти качества по максимуму.

К личностным качествам, необходимым учителю относятся:

1) Энергичность: высокая активность, трудоспособность, неутомимость, целеустремленность.

2) Коммуникабельность – умение налаживать контакты, желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность не только за себя, но и за других.

3) Твердость воли – умение проявить твердость и последовательность как в своих действиях, так и способность внушить уверенность тем, кто сомневается, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата.

4) Честность и порядочность: единство слова и дела. Без этих качеств невозможно обеспечить доверие людей и возможность сотрудничества с ними.

5) Незаурядный уровень интеллекта: умение сбора и анализа больших объемов информации и использовать ее как для личного самосовершенствования, так и на благо организации, в которой он работает.

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У многих на это уходят многие годы, а отдельные педагоги так и остаются в разряде посредственных, для которых педагогическая деятельность лишь способ стабильного получения дохода, а никак не призвание и не творческая деятельность.

Чтобы стать мастером своего дела, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, «расщеплять» их на отдельные составные элементы, осмыслить каждую часть связи с целым, находить необходимые, адекватные логике рассматриваемого явления идеи, выводы, принципы в теории обучения и воспитания, рассматривать явления с психолого-педагогической точки зрения, уметь выявлять основную педагогическую проблему и подбирать к ней способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который не только опирается в своей деятельности на научную теорию, но и обладает в полной мере всеми теми качествами, которые описаны в данной работе. И не только обладает ими, а еще и развивает их, постоянно занимается самосовершенствованием, в котором немалую роль играет самоанализ.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей
В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики о ...

Исследование профессиональной направленности старшеклассников
Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности. В подростковом возрасте происходит вырабо ...

Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа: - Расширить знания д ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru