Качества, необходимые учителю

Страница 2

Субъективные качества: педагогический талант

Субъективные качества учителя – это качества связанные с его педагогическим талантом. «Учитель – это призвание» - эта фраза как раз хорошо отражает понятие субъективных качеств. Совокупность этих качеств в свою очередь отражает позицию педагога.

Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.

Так что же относится к субъективным качествам учителя?

1. Твердая социальная позиция: глубокая убежденность в правильности служения народу.

2. Профессиональная позиция, заключающаяся в проектировочном подходе к человеку: глубокое убеждение в том, что человек всегда может стать лучше.

3. Педагогическое воображение (прогностические способности) – способность, которая выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств учащегося.

4. Дидактические способности – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное. неясное – понятным и доступным. Но профессиональные дидактические способности не замыкаются на том, чтобы доходчиво донести материал, знания до учащихся. Необходимо способствовать организации самостоятельной работы учащихся, самостоятельному получению знаний, умно и тонко развивать познавательную активность учащихся, направлять ее в нужную сторону.

5. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математика, история, физика, иностранные языки и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебной программы, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в области своей науки, проявлением новых тенденций, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу (хотя бы скромную).

6. Организаторские способности – это способности связанные как со способностью организовать ученический коллектив, сплотить его, направить на решение общих задач, координировать его, так и со способностью правильно организовать свою собственную работу, т.е. умение и правильно ее планировать. и самостоятельно ее контролировать и оценивать. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

7. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на основании этого, а также на основании прекрасного знания предмета и других своих профессиональных качеств добиваться у них авторитета.

8. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми (здесь немаловажную роль играет такое личностное качество как любовь к детям), умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического чувства такта.

9. Перцептивные способности: умение слушать и слышать (выслушивать); душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведения; умение мысленно представить, смоделировать внутренний мир воспитанника/учащегося (а не приписать ему свой собственный или иной чужой мир, знакомый по опыту); способность к сопереживанию. Способный учитель по незначительным признакам, по небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

10. Способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности одновременно имеет особое значение для работы учителя. Способный опытный учитель внимательно следит за формой и содержанием изложения материала, за развертыванием своей мысли или мысли ученика, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, поддерживает дисциплину; чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание; следит за собственным поведением: позой, мимикой и пантомимикой, походкой, тембром голоса и др.

11. Широкий кругозор: интересы и компетентность учителя не должны сводиться только к его профильному предмету, он должен быть развит всесторонне, в том числе понимать, что происходит вокруг него не только в ближайшей внешней среде, но и во всем мире в целом; он должен, если не разделять, то хотя бы понимать чем живут учащиеся, в противном случае между учениками и учителем может возникнуть «конфликт поколений».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Аудиторная и внеаудиторная работа студента
При анализе процессов реформирования высшей школы, образовательной ситуации в государственном университете, а также при изучении национальных и мировых направлений развития университетского образован ...

Этапы научно-исследовательской работы
Каждое научное исследование предполагает общую последовательность выполнения условно самостоятельных его составных частей, которые в дальнейшем будем называть этапами научного исследования. В самом о ...

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост слов ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru