Правовое воспитание как средство снижения девиантного поведения школьников

Статьи о педагогике » Правовая культура школьников, как фактор предупреждения девиации » Правовое воспитание как средство снижения девиантного поведения школьников

Страница 4

Теория и методика правового воспитания должны вобрать и освоить все важнейшие достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания: патриотического, трудового, семейного и т.д. Процесс правового воспитания должен включать в себя следующие аспекты:

- правовое просвещение, которое само по себе является важным превентивным фактором, способным предотвратить антиправовое поведение личности. Практика и исследования показывают, что предвидение правовых последствий за совершаемые действия уже само по себе является сдерживающей мерой. Однако, к сожалению, именно такого предвидения часто и не хватает несовершеннолетнему;

- воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения личности. Сформированная система отношений играет роль оценочного и регулятивного факторов: оценивание своего поведения с позиций права и регуляция своего поведения;

- воспитание осознания у гражданина ценности для общества его личного вклада в правоприменение. Именно так целесообразно использовать в правовом воспитании важнейший педагогический метод: воспитание в процессе деятельности.

Правовое воспитание предстает, таким образом, как способ познания правовых норм, как форма реализации адекватного и уважительного к отношения к праву, это воплощение в жизнь правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе. В то же время как некоторая деятельность, имеющая субъективную направленность, правовое воспитание ставит своей целью развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры.

Знание права и представление о нем, как правило, «работают» вместе, помогая несовершеннолетнему отграничивать противоправное от правомерного, правильно в правовом отношении оценивать какие-то явления и представлять его возможные последствия. Нельзя забывать, что несовершеннолетние дают оценки наблюдаемым ими правовым фактам не только с позиции самого права, но и с позиции практики его применения. И если практика расходится с тем, что записано в праве, у молодых людей может создаться впечатление о формальности правовых предписаний – «право – одно, а жизнь – другое». Потому правовое воспитание нельзя сводить только к правовому просвещению, роль его также и в корректировке уже сложившихся стереотипов. Таким образом, правовое воспитание включает одновременно образование, обучение, формирование убеждений, привычек и навыков правового поведения, социально-правовой активности. Нельзя забывать, что правовое воспитание должно пронизывать все стороны воспитательной работы, осуществляться в школах, начиная с первого класса, вестись в учебных заведениях как в процессе преподавания правоведения, так и других дисциплин (литературы, истории, географии), во внеклассной работе.

Важно чтобы, в ходе изучения учебной дисциплины «Правовое воспитание» несовершеннолетние научились осознавать себя полноправными гражданами государства, положение которых всесторонне и четко регламентированы правом, уяснили взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством высокой личной ответственности за свои действия. Все это требует кропотливой и длительной работы по формированию правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. От этого зависит не только сегодняшнее поведение несовершеннолетнего, но и в известной степени и общее состояние законности в стране завтра. Успех правового воспитания молодежи может быть обеспечен только при комплексной организации всего дела воспитания. Многое будет зависеть от педагогов. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием». Данное замечание позволяет специалисту в области юриспруденции, при надлежащем усвоении педагогических основ, заниматься правовым воспитанием учащихся. Вообще вопрос подбора кадров, можно решить посредством приглашения на уроки видных практикующих юристов, адвокатов, представителей прокуратуры, органов внутренних дел, суда. Этим можно не только внести живой наглядный пример, но и отойти от «сухости» языка права, труднодоступности юридических норм для понимания, сложности юридической терминологии. Также возможно привлекать студентов юридических вузов для проведения уроков в различных форма- урок-беседа, урок-лекция, урок-семинар, повторительно-обобщающие уроки. Кроме того, необходимо отметить, что подобные формы преподавания права имеет целью не только юридическое просвещение, но и в значительной мере оказывает профилактическое значение на совершение правонарушений, укрепляется дисциплина, повышается успеваемость и правосознание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Типология синестем
Проблема типологии синестем уже несколько десятилетий находится в центре внимания психолингвистов. До сих пор не создана единая типология, нет точных критериев для их выделения, не разведены понятия ...

Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе музыкальных игр
Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее. Эта способность выражается в следующем: А) в заинтересованном, особенно ...

Концептуально - содержательные методические аспекты
Информатизация общества, согласно А.И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения ин ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru